Проверяемый текст
Хлебцевич, Константин Валерьевич; Роль финансово-промышленных групп в общественно-политической жизни Российской Федерации (1993-1999 гг.) (Диссертация 2009)
[стр. 261]

261 Тесно смыкаясь в данном отношении с чиновным’миром, а затем-и просто «покупая» места для себя и своих ставленников в государственном аппарате, они внесли в него мощный дух наживы.
В данной связи, оценивая сложившуюся в указанной сфере ситуацию, один из современников весьма точно заметил: «Если взять самообслуживание политиков из государственной казны, то ...
российская политическая жизнь — один сплошной, не прекращающийся ни на минуту скандал,
отчасти легализованный парламентом».553 В данной ситуации получила развитие тенденция, прямо противоположная процессам демонополизации.
Как уже отмечалось выше, начальный период движения к олигархии был связан с преобразованием объектов государственной собственности в акционерные общества с большой долей, государственного участия, с одной стороны, а также с процессом первоначального накопления капитала в самодеятельном частном секторе с другой.
В типологии Е.
Ясина этот период соответствует отмечаемому им «появлению новых предпринимателей, вступивших в борьбу за финансовые потоки».554 Другой исследователь О.
Крыштановская из СИЭ ИС РАН этот период делит на два, самостоятельных, отделяя деятельность неформального сектора (который она именует «комсомольской экономикой») от официального («номенклатурной»
приватизации).555 Так или иначе, но именно на этапе, начало которому было положено «ваучерной» приватизацией, активизировался процесс концентрации собственности и активов.
На этой основе выкристаллизовались первичные финансово-промышленные структуры.
Основу их составил банковский сектор, а
базовыми формами деятельности стали посреднические операции.
Особенно выигрывали
те,
553 Новое время.
1994.
№28.
С.28.
5 5 ЛСм.: Ведомости.
2002.
4 апреля.
555 Компания.
2003.
12 мая.
С.
26.
[стр. 10]

10 приватизации.21 В основном авторы работкритически оценивают политику правительства, ориентированную на проведение «номенклатурной» приватизации.
Процессы приватизации, гю мнению большинства авторов, свелись в основном не к формированию слоя эффективных собственников, а к разграблению государственной собственности.
Именно с приватизацией исследователи связывают периодизацию истории становления Ф11Г.
В частности, автор книги «Олигархи» Я .Hi.
11аппэ выделяет три основных этапа» которые привязываются к различным типам приватизации.
Среди них «ваучерный» этап, залоговые аукционы и инвестиционные конкурсы.
Кроме того, отмечена попытка перехода к «реальной конкуренции», которая связывается с конкурсом по холдингу «Связьинвест».2" В данной связи, Паппэ просто опускает выделенный Кондрачуком первый этан, не связывая, постсоветскую кристаллизацию монополистических структур с проявлениями активности крупного бизнеса (идея ФПГ, но его мнению, до 1993 г.
нигде не находила реальной поддержки).23 На втором этапе, начало которому было положено «ваучерной» приватизацией, активизировался процесс концентрации собственности и активов.
Па этой основе образовались первичные бизнес-структуры.
Основу их составил банковский сектор, а
приоритетными формами деятельности стали посреднические операции.
Особенно выигрывали те,
кто получал 21 Соколии ВЛЗ, Продажа России: История и будущее отечественной приватизации.
СПб., 2004; Дерябина М.А.
Приватизация, собственность, контроль: смена приоритетов.
М., 200); Шеншин Л.К.
Формирование основ рыночной экономики в России в конце XX в.: Приватизация.
М., 2002; Игнатова Т.В,, Чередниченко С И.
Приватизация в системе государственного раулироиания экономики.
Ростов н/Д, 2002; Лякин А.11.
Российская приватизация и формирование национальной модели корпоративного управления.
СПб..
2003: и др.
22 Паппэ Я.Ш.
Олигархи.
Экономическая хроника 1992 2000 годов.
М., 2000.
О.
33.
23Там же.
С36.


[стр.,29]

29 стороны, а также с процессом первоначального накопления капитала в самодеятельном частном секторе с другой.
В типологии Е.
Ясина этот период соответствует отмечаемому им «появлению новых предпринимателей, вступивших в борьбу за финансовые потоки».
Другой исследователь О.
Крыштановская из СИЭ ИС РАН этот период делит на два самостоятельных, отделяя деятельность неформального сектора (который она именует «комсомольской экономикой») от официального («номенклатурной»
приватизации).82 На втором этапе, начало которому было положено «ваучерной» приватизацией, активизировался процесс концентрации собственности и активов.
Па этой основе выкристаллизовались первичные финаисовонромышленлые структ\г рьт.
Основу их составил банковский сектор, а базовыми формами деятельности стали посреднические операции.
Особенно выигрывали
тс, кто получал доступ к обслуживанию счетов государственных структур.
Гак возникла и укрепилась первичная связь бизнеса с властью.
В дальнейшем же, политическое разрешение кризиса осени 1993 года стаю катализатором процессов концентрации, многократно расширив масштабы раздела общенародной собственности.
Следует также учитывать и еше один, крайне важный фактор становления отечественных ФПГ, связанный с их статусом «наследников», разрушенных в период радикальных реформ 1992-1993 годов, отраслевых министерств.
Отмечая относительную условность рубежа 1993-1994 годов, как «вехи» в развитии крупного бизнеса, руководитель ЦГТИ Д.
Мухин, тем не менее, подчеркивал, что именно легализация ФПГ, сформированных в ходе «ваучерной» приватизации, привела к созданию первой «олигархии».
В данном качестве он видит известную группу «Интеррос» Владимира S 1См.: Ведомое!и.
2002.
4 апреля.
82 Компания.
2003.
№ 18.
12 мая.
С.
26.


[стр.,68]

интересов, показавшие ее неоднородность и определившие разные способы воздействия на власть.
С одной стороны, это нашло отражение в доминировании в правительстве мошной группы старых хозяйственников и проникновении во властные структуры значительного числа своего рода «бизнес-чиновников».
С другой стороны, все большее значение стали приобретать различные формы внешнего воздействия на власть, через формировавшиеся институты демократического государства (СМ И, политические партии и т.д.).
В итоге, финансово-промышленные ф уппы стали играть самую заметную роль к политической жизни, в первую очередь, преследуя цели получения максимально полных дивидендов от развернувшихся в стране процессов приватизации, а также приобретения различного рода л ы от налоговых, таможенных, цеповых и т.д.
Тесно смыкаясь в данном отношении с чиновным
миром, «делегируя», а затем и просто «покупая» места для себя и своих ставленников в государственном аппарате (к примеру, в марте 1998 года С.
Кириенко назначил министром топлива и энергетики С.
Генералова (вице-президента «Ю КОСа»)), они внесли в него мощный дух наживы.
В данной связи, оценивая сложившуюся в указанной сфере ситуацию, один из современников весьма точно заметил: «Если взять самообслуживание политиков из государственной казны, то ...
российская политическая жизнь один сплошной, не прекращающийся ни на минуту скандал,
16’’ отчасти легализованный парламентом».
“ В свою очередь, к «внимательному» отнош ению с бизнес-элитой высш ее политическое руководство побуждало такж е наличие у корпораций и бизнес-сообщ ества в целом многомиллиардных сумм на счетах зарубеж ны х банков и бы стро растущ его объема ком мерческих, производственных и иных ресурсов, разбросанны х по всему миру.
Все 162Новое иремя.
1994.
-Ys28.
С.28.
68

[Back]