Проверяемый текст
Михеев, Денис Владимирович; Борьба российских правоохранительных органов с экономическими преступлениями (1985 - 1999 гг.) (Диссертация 2005)
[стр. 324]

324 Госплане СССР, показал, что 84% населения переплачивает за товары и услуги; в городах половина ремонта автомобилей и пошива одежды* выполнялась нелегальными мастерами.
Теневой рынок муниципальных услуг оценивался в 2,5-3 миллиарда рублей.
90% видеои аудиопроката функционировало неофициально.
Таким образом, теневая экономика в советской модели служила мощным насосом, который «откачивал» ли ш н ие деньги и тем самым ослаблял действие инфляционных
факторов.6'7 Таким образом, к началу 90-х годов теневая хозяйственная сфера СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт.
Одной из важнейших ее особенностей являлось срастание с официальной экономикой, поскольку у них была общая ресурсная база.

При этом экономический ограничитель в виде частной собственности отсутствовал, что формировало возможность бесконтрольного использования условий материального производства и объектов государственной собственности.
На XXVIII съезде КПСС был вновь сделан вывод о том, «что переход к рынку не имеет альтернативы и, что такой переход не самоцель, а средство повышения эффективности труда, достижения качественно нового уровня жизни народа, укрепления свободы и демократии, сохранения целостности Советского государства».678 Однако вновь конкретной программы перехода к смешанной, рыночной экономике руководство партии не выработало, что, в конечном итоге, обусловило быстрый распад системы партийно-бюрократического управления народным хозяйством.
В ситуации растущей
беспомощности центра, инициатива в решении назревших проблем, в том числе и хозяйственных, все более переходила к новым силам.
6,7 Теневая экономика / Ред.
Бунич А.П , Гуров А.И.
и др.
М ., 1991.
С.
12.
678 Материалы X X V III съезда КПСС.
С.51.
[стр. 52]

52 аграрный сектор (23 миллиарда рублей в год), следующее место торговля и общественное питание (17 миллиардов), третье и четвертое места строительство и промышленность (соответственно 12 миллиардов и 10 миллиардов).1 00 В этот же период наиболее высокими темпами теневая экономика развивалась в строительстве (рост в 60 раз), на транспорте и в связи (в 40 раз), в сельском хозяйстве и промышленности (более, чем в 30 раз).
Во всех этих секторах народного хозяйства развитие теневой экономики осуществлялось посредством приписок, хищений и мелкого воровства ,1 0 1 Таким образом, к началу 90-х годов теневая хозяйственная сфера СССР стала элементом социально-экономической системы, превратилась в экономический институт4 .
Одной из важнейших ее особенностей являлось срастание с официальной экономикой, поскольку у них была общая ресурсная база.

Экономический ограничитель в виде частной собственности отсутствовал, что формировало возможность бесконтрольного использования условий материального производства и объектов государственной собственности.

В данном отношении упоминавшиеся законы о кооперации и ИТД лишь дополнительно усиливали криминализацию экономики.
Как экономический институт теневая экономика опиралась на стабильную базу, в рамках которой люди имели определенный статус.
В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в конце 80-х годов была уже не в состоянии функцио!шровать.
Сложившийся в недрах хозяйственного механизма подмеханизм в виде неформальной экономики, выполнял ряд функций, главные из которых, ,0,) Там же.
С.
117.
1 0 1Шишкин С.А.
Пять этажей подпольной экономики //ЭКО.
1989.
№11.
С.
18.


[стр.,54]

54 качественных товаров: сумма произведенных в том же году неликвидов оценивалась в 500 миллиардов рублей.103 Подобное непроизводительное использование ресурсов следует отнести к «дефективной» экономике, которую такж е необходимо включать в теневой сектор.
Огромные суммы шли при этом па создание ненужных рабочих мест, бездействую щ их фондов, разбазаривались, тратились на выпуск малополезной, некачественной 104 продукции.
В данной системе координат теневая экономика оказалась весьма жизненной.
Социологический опрос, проведенный в 1990 году ПИЭИ при Госплане СССР, показал, что Н4% населения переплачивает за товары и услуги; в городах половина ремонта автомобилей и пош ива одежды выполнялась нелегальными мастерами.
Теневой рынок муниципальных услуг оценивался в 2,5-3 миллиарда рублей.
90% видеои аудиопроката функционировало неофициально.
Таким образом, теневая экономика в советской модели служила мощным насосом, который «откачивал» лишние деньги и тем самым ослаблял действие инфляционных
факторов.105 Непосредственно ко «второй» экономике примыкала «семейная» экономика, оцененная в 1990 году в условную сумму 20 миллиардов рублей.
Ежегодно в домохозяйствах затрачивалось до 140 миллиардов часов на выполнение работ, компенсирующих дефицит товаров и услуг, что было эквивалентно занятости примерно 50-60 миллионов чело нек.106 10 3Дмитрием В.
Сфуюура теневойэкономики//Диалог.
(990.
№4.
С.4.
104Теневаяэко!юмика./ Ред.КуничАЛI,! уровА.И.идр.
М., 1991.
105 Теневая экономика/Ред.
Бунич Л-ГI, ГуровЛ И.
и др.
М., 1991.
С.
12.
106 Корягина Т.И.
Теневая экономика в СССР //Вопросы экономики.
1990.
ЛЬЗ.
С.
112.


[стр.,66]

66 потеряло доверие трудящихся, усилился выход из рядов партии.
Под давлением критики весной 1990 г.
положения о рынке были впервые внесены в партийные документы, а летом 1990 г.
закреплены в решениях XXVIII съезда КПСС.
При этом легализовалась частная собственность, многоукладное™, хозяйств и т.п.125 На XXVIII съезде КПСС также был вновь сделай вывод о том, «что переход к рынку не имеет альтернативы и, что такой переход не самоцель, а средство повышения эффективности труда, достижения качественно нового уровня жизни народа, укрепления свободы и демократии, сохранения целостности Советского государства».320 Однако вновь конкретной программы перехода к смешанной, рыночной экономике руководство партии не выработало, что, в конечном итоге, обусловило быстрый распад системы партийнобюрократического управления народным хозяйством.
В ситуации растущей
opi анизациоино-политической беспомощности центра, инициатива в решении назревших проблем, в том числе и хозяйственных, все болсс переходила к новым силам.
В частности, постоянные ссылки лидеров страны на особый путь к рынку, «социалистическую индивидуальную собственность» и др.
серьезно проигрывали в сравнении с требованием решительной и недвусмысленной смсны модели экономического развития, с которым выступали уже не только экономисты, но и депутаты Верховного Совета РСФСР во главе со своим новым Председателем Б.Н.
Ельциным (с мая 1990 г.).
Становление в результате политической реформы 19881989 гг.
новой российской государственности привело фактически к XXVIII съезд Коммунистической партии Советское Союза.
Стелогр.
отчет.
'Г.
I, М.71990.
С.
132.
126Материалы XXVIII С 1>сзда КПСС.
С.51.

[Back]