Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 103]

103 лание скрыть от нескромных глаз подобные злоупотребления возникает только тогда, когда существующий общественный порядок близится к концу и когда его идеологи сами начинают сомневаться в его правомерности».1 Еще один, но уже прямо противоположный по своей направленности идеал личности сформулировал А.Н.Радищев.
Его «истинный человек», или что тоже самое
«сын Отечества»,2 руководствуется в своей деятельности идеей полезности, «корыстолюбия».
Вместе с тем, этот индивидуалистический принцип, утверждающий свободу частной воли, уже отнюдь не абсолютен.
Поскольку,
по мнению Радищева, люди рождены для общежития, постольку они имеют определенные обязанности: обязанности «гражданина» по отношению к тому обществу, в котором они живут; обязанности «истинного человека» по отношению к тому обществу, которое должно быть.
Интересы этого идеального общества, основанного на законе добродетели, в качестве конечной цели выступают высшим законом, приоритетным по отношению к закону гражданскому и церковному.

Подводя общие итоги в рассмотрении генезиса общественного идеала в России, выделим те специфические особенности, которые оказались востребованы самим ходом истории и ассимилированы общественным сознание*м современного российского общества: Идея «Благо общества», меняя свое содержание, остается непременным стержнем всех российских разновидностей утопических социальных идеалов.
Рабское подчинение «общественному долгу» предполагает полное отречение от себя, своих интересов, своей личности.

Это насилие над собой дается тем легче, чем менее развита сама личность.

Вектор российских утопий чаще всего направлен в прошлое.
Проводимая сверху модернизация общества
не требовала идеальных моделей.
У ее инициа‘ Г.В.Плеханов...Т.ХХ 1.
С.224.
г См.
А.Н.Радищев.
Полное собрание сочинений, Т.2,...
С.
146-147.
[стр. 19]

неосуществимых в реальной жизни коренных интересов прогрессивных социальных групп, через призму которых только и можно, на наш взгляд, правильно оценить основные черты раннехристианского идеала, понять причины его противоречивости, приспособляемости и живучести.
Раннехристианский общественный идеал был трансформирован отцами католической церкви в идеал общественного устройства первого сословия, а затем послужил материалом для формирования идеалов второго сословия и средневекового крестьянства.
Сохраняемый в течение веков в городских ересях, прежде всего в социальной программе анабаптистов, он стал основой той протестантской этики, в которой М.Вебер видел важнейший фактор становления капитализма в Западной Европе.
• История формирования либерального общественного идеала доказывает, что даже целостные в своей детальной проработке представления того или иного мыслителя о совершенном состоянии общества становятся общественным идеалом только в том случае, если оказываются в русле интересов прогрессивной социальной общности и выступают для нее мобилизующей конечной целью.
Идеал «царства разума», застывший в своем «абсолютом, неизменном совершенстве», провозглашает общество, основанное на частном преуспевании, что и воспринимается в качестве достижимой земной цели рядом поколений европейских народов.
• С конца XVII в.
российская общественная мысль развивается сначала во внутреннем, а затем в прямом диалоге с общественной мыслью Запада.
Она либо впитывала, ассимилировала ее идеи, либо сопротивлялась идеологической экспансии Запада.
Этот амбивалентный мировоззренческий контекст оказывал иногда значительно большее влияние на становление идеалов общественного устройства, чем реалии самого наличного российского бытия.
В становлении идеала частного преуспевания в России никогда не было этапа бурного индивидуализма, свойственного европейскому Возрождению, потому что становление этого идеала в нашей стране происходило в рамках дворянской культуры, мировоззрения политически и экономически господствующего класса, а не оппозиционных ему и прогрессивных социальных слоев.
Благо общества, меняя свое содержание, остается непременным стержнем всех российских разновидностей утопических социальных идеалов.
Рабское подчинение «общественному долгу» предполагает полное отречение от себя, своих интересов, своей личности.

Принцип частного преуспевания был не характерен для большинства 19

[стр.,207]

таких прав необходимо для общей пользы, тем энергичнее восставали они прошв злоупотреблений ими.
Лицемерное желание скрыть от нескромных глаз подобные злоупотребления возникает только тогда, когда существующий общественный порядок близится к концу и когда его идеологи сами начинают сомневаться в его правомерности» .* 289 Еще один, но уже прямо противоположный по своей направленности идеал личности сформулировал А.Н.Радищев.
Его «истинный человек», или что тоже самое/-V
290 м «сын Отечества» , руководствуется в своей деятельности идеей полезности, «корыстолюбия».
Вместе с тем, этот индивидуалистический принцип, утверждающий свободу частной воли, уже отнюдь не абсолютен.
Поскольку,
но мнению Радищева, люди рождены для общежития, постольку они имеют определенные обязанности: обязанности «1ражданина» по отношению к тому обществу, в котором они живут; обязанности «истинного человека» по отношению к тому обществу, которое должно быть.
Интересы этого идеального общества, основанного на законе добродетели, в качестве конечной цели выступают высшим законом, приоритетным по отношению к закону гражданскому и церковному.

Заканчивая по необходимости краткое рассмотрение генезиса общественного идеала в России, выделим те их специфические особенности, которые оказались востребованы и ассимилированы массовым сознанием современного российского общества: □ «Благо общества», меняя свое содержание, остается непременным стержнем всех российских разновидностей утопических социальных идеалов.
Рабское подчинение «общественному долгу» предполагает полное отречение от себя, своих интересов, своей личности.
Это насилие над собой дается тем легче, чем менее развита сама личность.

Вектор российских утопий чаще всего направлен в прошлое.
Проводимая сверху модернизация общества
нс требовала идеальных моделей.
У ее инициаторов перед их мысленным взором стоял «идеальный» образец конкретного Запада.
Социальные идеалы возникали как форма реакции на общественные преобразования.
'8S См.: Л.П.Сумароков Избранные произведения, Л., 1957, С.
189-202,279-281.
289 Г.В.Плеханов...Т.ХХ1, С.224.
240 См.
А.Н.Радищев.
Полное собрание сочинений, Т.2,...
С.
146-147.

207

[Back]