Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 17]

17 ства и представлений об идеальном социальном устройстве на будущее в рес публике Дагестан.
Анализу, которого и посвящена данная работа.
1.1.
Зарождение идеала в античном обществе Исследование исторически первого типа общественного идеала, и рожденных им социальных и гносеологических условий возникновения нравственных установок означает одновременно поиск ответов на те исходные вопросы, с которых начиналась эта работа: когда и почему становится возможным и необходимым появление идеалов? Проблема становления общественного идеала не имеет сегодня одно' значного, общепринятого решения.
О.В.Лармин, подтверждая свою точку зрения определенной теоретической аргументацией, пишет, что «идеалы, видимо, появились лишь на заре рабовладельческого общества, с отделением умственного труда от физического, так как они предполагают уже исключительно высокую степень абстракции и отвлечения в формировании высших доминирующих целей всей жизни человека, класса,
общества».1 Идеал возникает в том случае, если человек не удовлетворен существующей общественной жизнью, осознает свою неудовлетворенность.
Интересы и цели рода были интересами и целями каждого его члена.
А, следовательно, и не возникал вопрос об обществе, которое бы наилучшим образом способствовало удовлетворению потребностей личности.
Необходимость в таком представлении появляется только тогда, когда разлагающиеся родовые отношения уже не могут обеспечить всем членам общины равные возможности для относительного благополучия, когда неравенство становится очевидным.

Мысль о возможности существовании общественного устройства, отличного от данного,
может сложиться ^ишь на таком этапе исторического развития, когда сама общественная практика сформировала уже несколько форм об1 1 Лармин О.В.
Эстетический идеал и современность.
М., 1964.
С.
15-16.
См.
также: Гусев Г.М.
Странствия великой мечты.
М.,1982.
С.
15.
[стр. 99]

2.1.
«Детство человечества» и ею идеал Исследование исторически первого типа общественного идеала, социальных и гносеологических условий его возникновения означает одновременно поиск ответов (но уже не в логическом, а в историческом плане) на те исходные вопросы, с которых начиналась эта работа: как возможно появление идеалов, почему оно необходимо? Точнее говоря, вопрос стоит так: когда и почему становится возможным и необходимым появление идеалов? Проблема становления общественного идеала не имеет сегодня однозначного, общепринятого решения.
Так, например, Г.Пенчев считает, что «эстетические идеалы существовали до появления классов».97 А.Ф.Анисимов в книге «Духовная жизнь первобытного общества» неоднократно упоминает об идеалах родового общества 98.
О.В.Лармин, подтверждая свою точку зрения определенной теоретической аргументацией, пишет, что «идеалы, видимо, появились лишь на заре рабовладельческого общества, с отделением умственного труда от физического, так как они предполагают уже исключительно высокую степень абстракции и отвлечения в формировании высших доминирующих целей всей жизни человека, класса,
общества».99 Па наш взгляд, О.В.Лармин более точно определяет историческую границу возникновения идеалов, так как родовое общество обладает рядом социальных и гносеологических характеристик, исключающих образование идеальных представлений.
Производство первобытного общества это в основе своей простое воспроизводство, которое строится на точном повторении прошлого опыта, закрепленного в формах установленного образца.
Поэтому в таком обществе потребность в сохранении существующих регуляторов сильнее потребности в их совершенствовании.
Там, где род является целью для самого себя, там поддержание и продолжение жизни родового коллектива исчерпывают содержание возможного идеала.100 Следовательно, здесь не может быть идеала в полном смысле этого слова как образца совершенного будущего.
Будущее может представляться первобытному человеку лишь как количественное нарастание желаемых черт настоящего.
г" Пенчев Г.
Эстетический идеал и общественные противоречия.
// Современная прогрессивная эстетическая мысль.
М., J974.
С.29.
п См.: Анисимов А.Ф.
Духовная жизнь первобытного общества.
М, Л., 1966.
С.9.
99 Лармин О.В.
Эстетический идеал и современность.
М, 1964.
С.
15-16.
См.
также: Гусев Г.М.
Странствия великой мечты.
М.,1982.
С.15.

99

[стр.,100]

Идеал возникает в том случае, если человек не удовлетворен существующей общественной жизнью, осознает свою неудовлетворенность.
Но племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были гой данной от природы высшей властью, которой индивид оставался, безусловно, подчиненным в своих чувствах, мыслях и поступках.
Собственно личности как сущности человека, проявляющейся в индивидуальных особенностях действующего и мыслящего индивида, в тот период по существу еще не было.
Интересы и цели рода были интересами и целями каждого его члена.
А, следовательно, и не возникал вопрос об обществе, которое бы наилучшим образом способствовало удовлетворению потребностей личности.
Необходимость в таком представлении появляется только тогда, когда разлагающиеся родовые отношения уже не могут обеспечить всем членам общины равные возможности для относительного благополучия, когда неравенство становится очевидным.

Да и сама мысль о возможности существовании общественного устройства, отличного от данного, преодоление в сознании абсолютности наличного бытия могут сложиться лишь на таком этапе исторического развития, когда сама общественная пракгика сформировала уже несколько форм общественной организации, которые могут быть противопоставлены друг другу.
В обществе, не знавшем ничего, кроме родовых отношений, имевших форму нерушимых традиций, это невозможно.
Не содействовали возникновению идеала и представления древних о времени.
Их мифологическое время, вырастающее из своеобразия общественной практики, было замкнутым всеобщим круговоротом, который исключал историзм, постановку даже относительно конечной цели.
Если добавить ко всему этому приведенные выше соображения О.В.Лармина, то, на наш взгляд, становится очевидным, что первобытное общество было не в состоянии выдвш!уть какие-либо идеалы.
Что касается примеров, приводимых А.Ф.Анисимовым при исследовании фольклора народов Севера, то для разрешения возникающего противоречия следует различать первобытное состояние народов, определяющих магистральный путь развития человечества, и аналогичное состояние тех народов, которые оказались на периферии этого процесса и потому сохраняли это состояние в течение длительного времени.
В зависимости от характера естественных средств труда переход от первобытного общества к классовому происходил различными путями.
У одних народов утвердилось 100 100 См.: Лосев А.Ф.
История античной эстетики.
Ранняя классика.
М, 1963.
С.97.
100

[Back]