Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 18]

18 щественной организации, которые могут быть противопоставлены друг другу.
На наш взгляд, становится очевидным, что первобытное общество было не в состоянии выдвинуть какие-либо идеалы.
Таким образом, появление идеалов становится возможным не ранее чем в зарождающемся рабовладельческом обществе.
По крайней мере, к этому периоду (VIII-VII вв.
до н.э.) относится возникновение первого из известных науке идеалов общественного устройства античного идеала «золотого века».

Интересна в этой связи мысль Б.Ф.Поршнева об «идеалах» родового строя: «Сколь низко стоял тогда жалкий внешний быт людей, столь низко находился и их внутренний мир».

Античному человеку вся природа, весь космос представляются как нечто живое, одушевленное.
И вместе с тем сам человек был лишь вещью, орудием (этот взгляд появляется как следствие утверждающегося рабства).
Общество как часть космоса мыслилось чем-то цельным, единым в своей непосредственности или, как пишет А.Ф.Лосев, в своей телесности.

Зарождающееся рабовладельческое общество еще не знает личности в разнообразных, индивидуальных проявлениях усвоенной ею духовной культуры.
Здесь еще нет личности в смысле социальном и в историческом.
Античный человек, подобно богу, это личность «природная», т.е.
живое человеческое тело.
«Следовательно, здесь телесно-жизненная стихия обосновывает себя самое.
Она сама для себя и цель и
средство.
Она сама для себя и идеал и действительность.
Она вся насквозь «идеальна» и
насквозь « реальна».1 Реальная потребность в возникновении идеала общественного устройства появляется по мере углубления имущественного неравенства, усиления эксплуатации.
Так начинается идеализация родового строя, первобытнообщинных отношений.
Основные черты «золотого века» определяются интересами греческих земледельцев, идеализируемыми в нем первобытнообщинными отношениями.
Это самые обобщенные положительные характеристики бытия.
Во вре* 'Лосев А.Ф.
История античной эстетики.
Ранняя классика.
М., 1963.
С.60.
[стр. 101]

государственное общинное рабство, другие пошли по пути античного рабства, третьи перешли к феодализму непосредственно.
В современных условиях некоторые племена вовлекаются сразу в орбиту индустриального развития.
В первых двух случаях благодаря наличию богатых естественных средств труда (плодородные почвы, судоходные реки, естественные строительные материалы и т.д.) значительный прибавочный продукт, а вслед за ним и классовая дифференциация появляются уже на ранних ступенях развития.
В этих условиях усложнение социатьных связей, развитие общественного сознания происходят в основном в жестко стратифицированном обществе.
11ервобытные общества, живущие в менее благоприятной природной среде, могли получить избыточный продукт, а следовательно, перейти к процессу социальной стратификации лишь при достижении более высокого уровня развития орудий труда.101 Процесс развития орудий труда в условиях первобытного общества это длительный и противоречивый процесс.
С одной стороны, он вел к консервации общинной формы собственности, существующих общественных отношений.
С другой стороны, производство и использование сложных орудий невозможно без относительно высокого уровня разделения труда внутри рода.
А оно в свою очередь вело к усложнению в рамках общинных отношений социальных связей, общественного сознания и внутреннего мира индивида.
Поэтому формирование некоторых условий образования идеалов, появление в конце II тысячелетия нашей эры простейших идеальных представлений у народностей Севера свидетельствовало скорее о сложном диалектическом характере исторического процесса, чем о зарождении идеалов в первобытном обществе.
Интересна в этой связи мысль Б.Ф.Поршнева об «идеалах» родового строя: «Сколь низко стоял тогда жалкий внешний быт людей, столь низко находился и их внутренний мир.

Дикари выглядят импозантно только в описаниях романтиков-путешсственников, приписывающих им черты своих собственных социатьных идеалов».102 Таким образом, появление идеалов становится возможным не ранее чем в зарождающемся рабовладельческом обществе.
По крайней мере, к этому периоду (VIII-VII вв.
до н.э.) относится возникновение первого из известных науке идеалов общественного устройства античного идеала «золотого века».

Сама идея «золотого века» существовала не только в Древней Греции.
Счастливо и 101 См.: Шевченко В.Н.
Социально-философский анализ развития общества.
М, 1984 С.47-60.
102 Поршнев Б.Ф.
Социальная психология и история.
М., 1966.
С.
196.
101

[стр.,103]

общественной язвой и носило патриархальный характер».103 104 Государство только складывается, и многие общественные процессы регулируются отношениями родового строя, обеспечивающими примитивное равенство членов общины.
Следовательно, с точки зрения социально-экономических условий это общество, которое только что стремительно вырвалось из первобытного, нищенского состояния, общество примитивное по своей социальной структуре, но и целостное в этой примитивности.
Противоречия этого общества еще только начинают вызревать и, естественно, не осознаются его членами.
Слабо структурированное, практически непротиворечивое социальное содержание получает адекватную форму выражения.
Зарождающийся полис существует сообразно своей мере.
Характеризуя мифологию, искусство «детства человеческого общества», К.Маркс в свое время писал: «Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло.
Наоборот, оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные условия, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться 104 снова».
Античному человеку вся природа, весь космос представляются как нечто живое, одушевленное.
И вместе с тем сам человек был лишь вещью, орудием (этот взгляд появляется как следствие утверждающегося рабства).
Общество как часть космоса мыслилось чем-то цельным, единым в своей непосредственности или, как пишет А.Ф.Лосев, в своей телесности.

И это общественное бытие воспроизводится мифологическим сознанием в обобщенном образе пантеона олимпийских богов.
Каждый бог в соответствии со своими почетными правами и обязанностями управляет определенной сферой бытия, олицетворяет ее.
Зевс олицетворяет небо и вместе с тем верховную власть, Гермес огонь и одновременно ремесла, Артемида животный мир и охоту и т.д.105.
Зарождающееся рабовладельческое общество еще не знает личности в разнообразных, индивидуальных проявлениях усвоенной ею духовной культуры.
Здесь еще нет личности в смысле социальном и в историческом.
Античный человек, подобно богу, это личность «природная», т.е.
живое человеческое тело.
«Следовательно, здесь телесно-жизненная стихия обосновывает себя самое.
Она сама для себя и цель и
т Лурье С.Я.
История античной общественной мысли.
Общественные группировки и умственные движения в эллинском мире.
М, Л., 1929.
С.53 104 Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.12.
С.737-738.
105 См.: Шталь И В.
Гомеровский эпос.
М., 1975.
С.
148-150.
103

[стр.,104]

средство.
Она сама для себя и идеал и действительность.
Она вся насквозь «идеальна» и
106 насквозь «реальна».
Таким образом, мир Олимпа это мифологически трансформированное и как бы приподнятое над землей реальное бытие, не очищенное от случайного, от шелухи мелочей, но существующее сообразно своей мере.
Представления об общественном устройстве, содержащиеся в гомеровском эпосе, нельзя назвать идеалом, ибо они не рисуют образ желаемого будущего и не сориентированы во времени.
Исследователи греческой мифологии считают, что в поэмах Гомера содержатся непосредственные зародыши будущих социальных утопий, например легенды о Елисейских полях и об острове Схерии, родине «веслолюбивых феакийнев».10'' Действительно, элементы идеала здесь есть.
В пространном повествовании о стране феакийцев («Одиссея», песни VI-VIII, XIII) Гомер идеализирует два момента, жизненно важных для населения Средиземноморского бассейна: во-первых, удаленность от обитаемого мира, а, следовательно, и защищенность от многочисленных нашествий и колонизаций; во-вторых, способность быстро и безопасно перемещаться по морю.
Во всем остальном жизнь на острове Схерия ничем особенным не отличается от того, как живут, судя но описаниям Гомера, жители реально существовавшего Пилоса или Лакедемона.
Эти сказочные истории не могут непосредственно перерасти в идеал общественного устройства, ибо не содержат социальных противоречий.
Героическому эпосу была уготована в данном случае другая судьба.
Эта мифология, отражающая совершенное для своего времени бытие, обладает уникальной способностью быть необходимым гносеологическим материалом для формирования общественного идеала.
Тем самым обеспечивается возможность появления исторически первого идеала общественного устройства.
Реальная потребность в возникновении идеала общественного устройства появляется по мере углубления имущественного неравенства, усиления эксплуатации.

В VIII в.
до н.э.
товарные отношения проникают внутрь общины, которая начинает разлагаться еще активнее.
Крестьянин, недавний общинник, привыкший к нищей, но относительно стабильной жизни, оказывается перед стихией этих отношений, к которой он совершенно не готов, которая ведет его к разорению, к реальной угрозе превратиться в раба здесь, на своей родине.
106 107 106 Лосев Л.Ф.
История античной эстетики.
Ранняя классика.
М., 1963.
С.60.

107 См.: Фролов Э.Д.
Факел Прометея.
Очерки античной общественной мысли.
Л., 1981.
С.40-43.
104

[Back]