Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 22]

22 Таким образом, возникнув как логический вывод из идеала «золотого века», идея всеобщего равенства становится элементом сознания определенной социальной группы, оказывает влияние на ее деятельность.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что в истории общества существенно важны, на наш взгляд, не только те идеи, которые оказали влияние на формирование последующих социальных теорий, но и идеи, воплотившиеся в практической деятельности современников.
Поэтому при рассмотрении вопроса о прогрессивности тех или иных идей следует учитывать оба эти аспекта.
Так, крайне индивидуалистические идеи софистов были мало привлекательны для большинства мыслителей всех времен, однако, распространяясь в Афинах, они подрывали полисную идеологию и, несомненно, способствовали активизации прогрессивной частнопредпринимательской деятельности.
Вторая группа софистов (Протагор, Ликофонт, Фрасимах и др.) оказалась в своих взглядах более рационалистичной.
Из общего тезиса об относительности законов они сделали позитивный вывод: нужно устанавливать законы, соответствующие пользе людей, для которых, несомненно, «полезны взаимная справедливость и
добродетель».1 Эта идея вылилась в прообраз теории «общественного договора», в котором государство представляется собранием равноправных граждан, взаимно обеспечивающих свою безопасность и ограничивающих свою естественную свободу.
Идеи прогрессивности развития общества высказывали Платон и Фукидид, но они прослеживали это развитие лишь до определенной границы (Платон до эпохи, предшествовавшей Солону, Фукидид до времени Перикла), т.е.
пока прогрессивное развитие общества соответствовало интересам тех групп, к которым они принадлежали.

На социальную обусловленность взглядов софистов указывал С.Я.Лурье: «Учения, проповедовавшие, что лучшее государство это то, которое как мож но меньше требует от гражданина, и что всего лучше было бы, если бы можно 'Платон.
Соч.
В 3-хт.
М., 1968.
Т.1.
С.210.
[стр. 112]

либо использовали их в весьма ограниченных масштабах.
И только для людей, занимающихся художественным и виртуозным ремеслом, «рабский труд, применявшийся в конкурирующих с ними больших предприятиях, мог быть...
источником озлобления и негодования.
Эмансипация рабов стала поэтому лозунгом этой группы людей»."6 Таким образом, возникнув как логический вывод из идеала «золотого века», идея всеобщего равенства становится элементом сознания определенной социальной группы, оказывает влияние на ее деятельность.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что в истории общества существенно важны, на наш взгляд, не только те идеи, которые оказали влияние на формирование последующих социальных теорий, но и идеи, воплотившиеся в практической деятельности современников.
Поэтому при рассмотрении вопроса о прогрессивности тех или иных идей следует учитывать оба эти аспекта.
Так, крайне индивидуалистические идеи софистов были мало привлекательны для большинства мыслителей всех времен, однако, распространяясь в Афинах, они подрывали полисную идеологию и, несомненно, способствовали активизации прогрессивной частнопредпринимательской деятельности.
Вторая группа софистов (Протагор, Ликофонт, Фрасимах и др.) оказалась в своих взглядах более рационалистичной.
Из общего тезиса об относительности законов они сделали позитивный вывод: нужно устанавливать законы, соответствующие пользе людей, для которых, несомненно, «полезны взаимная справедливость и
добродетель»."7 Эта идея вылилась в прообраз теории «общественного договора», в котором государство представляется собранием равноправных граждан, взаимно обеспечивающих свою безопасность и ограничивающих свою естественную свободу.
Фрасимах утверждал, что люди нашли полезным договориться, чтобы не причинять несправедливость и не терпеть от нее.
Возникновение этой точки зрения уже означало разрыв с традицией античного общественного идеала.
В центре внимания Протагора и его сторонников оказывается восходящая, прогрессивная ветвь общественного развития.
При этом «занятие ремесленной деятельностью Протагор рассматривает как определяющий, даже абсолютный фактор становления человеческой культуры»."8 Собственно, представления Гесиода о прогрессе впервые «перевернул» еще 115 Цит.
по: Новгородцев II.И.
Политические идеалы нового и древнего мира.
М., 1919.
С.57.
110 Лурье С.Я.
История этичной общественной мысли.
Общественные группировки и умственные движения в эллинском мире.
М.; Л., 1929.
С.286-287.
1,7 Платон.
Соч.
В 3-х т.
М, 1968.
Т.1.
C.2I0.
113 Бергер А.К.
Политическая мысль древнегреческой лемократии.
М., 1966.
С.202.
112

[стр.,113]

Ксенофан, который считал, что в результате деятельности людей мир постепенно улучшается.
Идеи нр01рсссивности развития общества высказывали Платон и Фукидид, но они прослеживали это развитие лишь до определенной границы (Платон до эпохи, предшествовавшей Солону, Фукидид до времени Перикла), т.е.
пока прогрессивное развитие общества соответствовало интересам тех групп, к которым они принадлежали.

Интересы же ремесленников и торговцев не были ограничены рамками полиса, и поэтому они еще долго соответствовали общественному прогрессу.
В диалоге Платона «Протагор» воспроизводится нарисованная софистом оптимистическая картина развертывания цивилизации.
Этот исторический оптимизм выражал мироощущение возвышающегося промежуточного слоя товаропроизводителей.
Па социальную обусловленность взглядов софистов указывал С.Я.Лурье: «Учения, проповедовавшие, что лучшее государство это то, которое как можно меньше требует от гражданина, и что всего лучше было бы, если бы можно было обойтись вовсе без государства, естественно, впервые зародились среди людей, которые создавали себе положение собственным трудом...
Они были ярыми приверженцами собственности, так как именно их сбережения, их собственность дани им экономическую и идейную независимость.
Собственность родила индивидуализм».119 Аналогичной точки зрения придерживается и С.С.Батснин, который отмечает, что «коренной причиной персонификации личности было возникновение в обществе частнособственнических отношений».120 Собственность породила не только идею индивидуализма, но и идею космополитизма, непосредственно связанного с интересами товаропроизводителей, особенно торговцев, желавших быть гражданами одновременно всех государств античности.
Торговцы и ремесленники были заинтересованы в мирном сосуществовании, в политическом объединении греческих городов, поэтому космополитические идеи софистов сыграют свою практическую роль и в период разложения греческой классики.
Таким образом, уже софисты выдвигают ряд идей, без которых не мог бы сложиться раннехристианский идеал, но, как справедливо отмечал П.И.Новгородцев, «у нас нет оснований для утверждения, что они (софисты С.Т.) слагали из этих идей 1,9 Лурье С.Я...С.282.
120 Батенин С.С.
Человек и его история.
Л., 1976.
С.
139.
113

[Back]