Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 24]

24 ции в полисном управлении».1 Понимая, что в демократических Афинах не существует идеальной касты мудрецов, Сократ снижает модальность своих требований и выдвигает тезис о необходимости совершенствования существующего строя за счет повышения компетентности правителей.
На наш взгляд, в предложенном Сократом решении проблемы взаимоотношений личности и общества, в его проповеди преданности граждан законам своего полиса, в его трезвых представлениях о желаемом общественном устройстве адекватнее, чем во взглядах софистов, отражается идеология ремесленников и торговцев, которые активно стремились раздвинуть рамки ограничивающей их полисной организации, но всегда должны были считаться с этими ограничениями.

Существенный вклад в развитие представлений об идеальном обществе внес еще один выдающийся мыслитель древности Демокрит.
Преодолевая односторонность софистов и Сократа, он пытался соединить «пользу» и «разум», потребности и знание.
Тем самым он закладывает основы не только конкретного представления об идеальном обществе, но и понимания идеала вообще.
Большое методологическое значение имеет
также положение Демокрита о том, что наилучшее, совершенное государство это государство, существующее со.» образно своей мере.
Руководить таким государством должны и в этом Демокрит согласен с Сократом компетентные, умные, честные и образованные правители.
Но они, по мнению философа, должны быть еще и выборными.
«Демокрит не делает умственное превосходство и подготовку к управлению государством привилегией высшей касты или класса.
Он полагает, что качества, необходимые для гражданина, создаются воспитанием, обучением».1 2
Проблеме идеального государства посвящены хорошо сохранившиеся и обстоятельные произведения Платона «Государство», «Политик», «Законы».
.1 1Нерсесянц В.С.
Политические учения Древней Греции.
М., 1979.
С.
128.

2Асмус В.Ф.
Античная философия.
М., 1976.
С.
171.
[стр. 115]

на практике политического равенства граждан внутри полиса Сократ вряд ли мог провозгласить аристократизм, независимый от происхождения.
Идея государства, управляемого мудрецами, станет одним из краеугольных камней утопического идеала Платона, ученика Сократа, и затем сыграет свою роль в формировании политических воззрений Аристотеля.
«15 плане теоретическом сократовский идеал представлял собой попытку сформулировать идеально-разумную сущность государства, а применительно к практической политике он был направлен на утверждение принципа компетенции в полисном управлении»125.
Понимая, что в демократических Афинах не существует идеальной касты мудрецов, Сократ снижает модальность своих требований и выдвигает тезис о необходимости совершенствования существующего строя за счет повышения компетентности правителей.
На наш взгляд, в предложенном Сократом решении проблемы взаимоотношений личности и общества, в его проповеди преданности граждан законам своего полиса, в его трезвых представлениях о желаемом общественном устройстве адекватнее, чем во взглядах софистов, отражается идеология ремесленников и торговцев, которые активно стремились раздвинуть рамки ограничивающей их полисной организации, но всегда должны были считаться с этими ограничениями.

Для людей, связанных с подчиненным экономическим укладом, жизненно важно было, сохраняя свои интересы, приспособиться к господствующим общественным отношениям, выработать способность воспринимать действительность такой, какова она есть, стойко переносить жизненные невзгоды.
Эго нашло свое отражение и в том, что в тс времена, когда вслед за Пелопоннесской войной в Греции разразился тяжелый экономический кризис, ученик софиста Горгия и Сократа Антисфен создал киничсскую школу, проповедующую идеи отречения от всего недосягаемого, культ простоты и аскетизма.
Эти идеи Антисфен выводит из сократовского представления о том, что человеческое счастье заложено в самом человеке, в независимости его «я».126 Но обстоятельства заставляют философа искать опору и в общественном идеале.
Как писал Б.Дансм, «политические мифы имеют гораздо больше силы, если берут свое начало из легендарного материала, от идей настолько древних и широко известных, что они кажутся вам самыми привычными взглядами, естественной, даже единственно С.80-81.
125 Нерсесянц В.С.
Политические учения Древней Греции.
М., 1979.
С.
128.

126 Нахов И.М.
Апология кинизма.
М, 1984.
115

[стр.,116]

возможной точкой зрения».127 Антисфен призывает вернуться к естественному состоянию к «золотому веку», где ему грезится идеальный общественный строй «с трудом как благом», со свободной любовью, без золота, возбуждающего жадность, где люди живут как единое сообщество.
Идеал киников во многом способствовал зарождению стоицизма, который в свою очередь оказал большое влияние на процесс становления христианской идеологии.
Другой ученик Сократа Ксенофонт, будучи представителем аристократии, последовательным сторонником существовавшего в Спарте государственного устройства, вместе с тем выступал за дальнейшее разделение труда и его специализацию, за развитие денежной системы, за материальное поощрение тех, кто хорошо работает.
Обладая, по словам К.Маркса, «буржуазным инстинктом» он ратует в период расцвета натурального рабовладельческого хозяйства за развитие прогрессивных товарно-денежных отношений.
В то же время с утверждением власти демократии значительная часть афинского демоса оказалась заинтересованной в сохранении существующей формы античного рабства, т.е.
изживающих себя общественных отношений.
Ее интересам соответствовали захватническая политика Афин, дискриминация метеков и даже рост богатства торговой аристократии: систематическая конфискация имущества ее представителей служила для демоса еще одной статьей дохода.
Будучи вынуждены время от времени заниматься ремеслом или рыночной торговлей, эти люди вместе с тем глубоко презирали физический груд, стыдились его.
С.Я Лурье указывает, что идеалом афинской демократии был такой строй, при котором каждый гражданин будет иметь пару собственных рабов, и поэтому ни один свободный гражданин не должен будет выполнять физическую работу.
Эта часть населения нс сомневалась, что царство Кропоса было на земле, верила в его возвращение, но она не видела «здесь и сейчас» идеалов ближайшего будущего, за которое надо было бороться; она охотно готова была немедленно провести раздел имущества богачей, но не его обобществление.
Существенный вклад в развитие представлений об идеальном обществе внес еще один выдающийся мыслитель древности Демокрит.
Преодолевая односторонность софистов и Сократа, он пытался соединить «пользу» и «разум», потребности и знание.
Тем самым он закладывает основы не только конкретного представления об идеальном обществе, но и понимания идеала вообще.
Большое методологическое значение имеет
127 116 Данем Б.
Герои и еретики.
М., 1967.
С.47.


[стр.,117]

также положение Демокрита о том, что наилучшее, совершенное государство это государство, существующее сообразно своей мере.
Руководить таким государством должны и в этом Демокрит согласен с Сократом компетентные, умные, честные и образованные правители.
Но они, по мнению философа, должны быть еще и выборными.
«Демокрит не делает умственное превосходство и подготовку к управлению государством привилегией высшей касты или класса.
Он полагает, что качества, необходимые для гражданина, создаются воспитанием, обучением».128
Демократизм Демокрита это уже не стихийное, «инстинктивное» стремление к равенству, а принцип, выработанный путем осмысления достижений античной общественной мысли.
«Счастлив тот, кто имеет состояние и ум.
Ибо он прекрасно пользуется (своим состоянием, употребляя его) на то, что нужно».129 130 Если бы Демокрит упомянул еще и труд, то мы имели бы квинтэссенцию мировоззрения демиургов.
Но то, что нельзя сказать об этом высказывании Демокрита, можно, на наш взгляд, утверждать о его воззрениях в целом, поскольку он считал, что идеальное государство должно населяться честными купцами и ремесленниками, что богатство должно быть умеренным, а «всякий труд приятнее бездеятельности, если 130 люди получают то, ради чего они трудятся».
Близки средним слоям и представления Демокрита о прогрессе человеческой культуры и общества.
Демокрит существенно развивает взгляды софистов, отыскивая внутреннюю пружину прогресса.
Такой пружиной он считает нужду, т.е.
оборотную сторону пользы, ее активное начало.
Прогресс, согласно Демокриту, бесконечен, он связывает прошлое с настоящим и уходит в будущее.
К сожалению, по сохранившимся до нашего времени фрагментам трудов Демокрита нельзя определить, сложились ли его представления об идеальном общественном устройстве в целостный образ, т.е.
идеал.
Но, во всяком случае, его творчество подводит итог развитию теоретической базы идеала частного преуспевания в рамках мировоззрения демиургов.
Ее дальнейший анализ предполагает рассмотрение рабовладельческих идеалов, т.е.
идеалов, увековечивающих отношения внеэкономического принуждения.
На первый взгляд самый благодатный материал для исследования рабовладельческого идеала общественного устройства дает социальная утопия Платона.
Проблеме идеального государства посвящены его хорошо сохранившиеся и Асмус В.Ф.
Античная философия.
М., 1976.
С.171.

129 Цит.
по: Лурье С.Я.
Демокрит.
Л.,1970.
С.364.
130 Там же.
С.376.
117

[Back]