Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 25]

25 Платон выдвигает идею жесткого разделения граждан на три класса: работников, воинов и правителей.
Это деление Платон обосновывает разнообразием потребностей и необходимостью разделения
труда.
Но, как совершенно справедливо замечает
В.Ф.Асмус, «для Платона в высшей степени характерно, что значение разделения труда в обществе он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих в греческом полисе к классу рабовладельцев».1 В «Государстве» Платон явно не провозглашает рабство.
Он осуждает войны и обогащение, которые являются условиями
его развития.
Но аристократизм духа, как принцип политической власти, мог возникнуть лишь в обществе, где физический труд был достоянием рабов.
Недаром, отличие класса работников от других высших классов состоит,
П0] Платону, не столько в профессиональных, сколько в нравственных качествах.
Для него государство не просто орудие удовлетворения конкретных интересов господствующего класса, не просто средство удержания в узде низших сословий; оно призвано стабилизировать и сохранять наличное общественное состояние как решающее условие существования господствующего класса, т.е.
аристократии.

В «Законах» он рисует образ государства, в котором «граждане будут
л снабжены достаточным по мере сил количеством рабов», а сами граждане делятся на классы в зависимости от количества их имущества.
Функция обеспечения единства в идеальном государстве Платона возложена на воинов-стражей.
Поэтому из их воспитания и образа жизни «устраняются» те элементы, которые в реальной жизни подрывают целостность конкретного государства.
Это, прежде всего, частная собственность и порождаемые ею раздоры.
Достижению высшей формы единства в государстве служат и *
7 1 Асмус В.Ф.
Платон.
М., 1969.
С.
149.
7 Платон.
Соч.
В 3-х т.
М., 1968.
Т.
3(2).
С.225.
.1
[стр. 118]

обстоятельные произведения «Государство», «Политик», «Законы».
Идеал Платона нередко трактуется как манифест класса рабовладельцев, как концентрированное выражение их представлений об идеальном обществе.
На наш взгляд, такой подход упрощает проблему.
Недаром существует и другая крайняя точка зрения попытка обнаружить в социальной концепции Платона зачатки социалистической теории.
Сложность проблемы состоит в том, что Платон не просто стремится увековечить лишенные исторической перспективы рабовладельческие отношения, но идеализирует отношения становящегося рабовладельческого общества, г.е.
отношения, отмирающие уже в его время (IV в.
до н.э.).
Это обстоятельство делает идеал Платона вдвойне утопичным и усложняет его понимание.
Концепция Платона, независимо от его субъективных убеждений, выражает интересы родовой аристократии, уходящей, но нс желающей уходить с политической арены.
Условием се существования является общество, разделенное на классы, а еще лучше на касты, как это было в Древнем Египте.
Платон выдвигает идею жесткою разделения граждан на три класса: работников, воинов и правителей.
Это деление Платон обосновывает разнообразием потребностей и необходимостью разделения
груда.
Но, как совершенно справедливо замечает
В.Ф.Лсмус, «для Платона в высшей степени характерно, что значение разделения груда в обществе он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих в 1реческом полисе к классу рабовладельцев».131 Действительно, в «Государстве» Платон явно нс провозглашает рабство.
Он осуждает войны и обогащение, которые являются условиями
сто развития.
Но аристократизм духа, как принцип политической власти, мог возникнуть лишь в обществе, где физический труд был достоянием рабов.
Недаром отличие класса работников от других высших классов состоит,
но Платону, не столько в профессиональных, сколько в нравственных качествах.
Платон еще не утратил восходящего к Солону, пусть интуитивного, но целостного понимания сущности государства.
Для него государство не просто орудие удовлетворения конкретных интересов господствующего класса, не просто средство удержания в узде низших сословий; оно призвано стабилизировать и сохранять наличное общественное состояние как решающее условие существования господствующего класса, т.е.
аристократии.

Однако реальное развитие рабовладельческих отношений разрушало это состояние.
1 is

[стр.,119]

Дальнейшее имущественное расслоение, возрастание роли товарных отношений, обострение общественных противоречий ослабляли власть аристократии.
Уже к концу жизни Платон вынужден был внести коррективы в свою формулировку идеала.
В «Законах» он рисует образ государства, в котором «граждане будут
снабжены достаточным по мере сил количеством рабов»131 132, а сами граждане делятся на классы в зависимости от количества их имущества.
Возрастает неприязнь Платона к олигархии, которая в греческих полисах все чаще приходит на смену аристократии.
Поэтому в «Законах» запрещены ростовщичество и роскошь, владение золотом и серебром.
Только единство, гармония всех частей способны обеспечить идеальное состояние государства, да и то не навсегда.13'' Имеем ли мы какое-либо большее для государства зло, чем-то, которое разъединяет его и делает из него многие государства вместо одного, или большее добро, чем-то, которое связывает его и делает единым?» спрашивает и одновременно утверждает Платон.134 Как показывает анализ, призыв к единодушию, единообразию, к «гармонии» классов особенно необходим в условиях общества, основанного на внеэкономическом принуждении.
Функция обеспечения единства в идеальном государстве Платона возложена на воинов-стражей.
Поэтому из их воспитания и образа жизни «устраняются» те элементы, которые в реальной жизни подрывают целостность конкретного государства.
Это, прежде всего, частная собственность и порождаемые ею раздоры.
Достижению высшей формы единства в государстве служат и
такие на первый взгляд, несовместимые с рабством институты, как общность жилищ, детей, жен и т.д.
Именно в этом и заключается конкретная причина появления таких черт идеала Платона, которые отдельные авторы принимают за социалистические.
Непосредственным источником этих черт идеала общественного устройства Платона является идеал «золотого века», к мифологическим образам которого он часто обращается.
Так, пересказывая в диалоге «Политик» миф о «золотом веке», он пишет: «Под управлением бога...
не было также в собственности женщин и детей».135 Более того, Платон прямо подчеркивает: «...Мы должны всеми средствами подражать той жизни, которая, как говорят, была при Кроносе; мы должны насколько позволяет 131 Асмус В.Ф.
Платон.
М., 1969.
С.
149.
132 Платон.
Соч.
В 3-х т.
М., 1968.
Т.
3(2).
С.225.
133
Строго говоря, Платон считает невозможным достижение своего идеала в этом мире, отягощенном материей.
Реализация идеи, идеальное государство явление временное и должно с необходимостью перейти в свою противоположность.
134 Платон.
Соч.
В 3-х т.
М., 1968.
Т.
3(1).
С.156.
,3S Там же.
Т.
3(2).
С.ЗО.
119

[Back]