Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 28]

28 тывает проблемы становления и содержания идеала, и тем самым вносит свой вклад в научное понимание его сущности.
.1 Аристотель предлагает рассматривать идеал как конечную цель, как цель, которая не может служить средством для чего бы то ни было.
Все остальные, говоря современным языком, элементы социальной действительности,
пря;дс или опосредовано служат се достижению.
Конечная цель, по Аристотелю, это и «блаженство», и одновременно «досуг».

Хотя сам Аристотель нигде об этом прямо не пишет, но «досуг» представляет собой, по сути дела, одну из знаменитых аристотелевских свободных от конкретного содержания, общих, неизменных, вечных форм, в данном случае форму жизнедеятельности рабовладельца.
Аристотель наполняет эту форму «блаженством», т.е.
созерцательным познанием, и другого содержания для
нее не мыслит.
Но позднее, в других условиях, она смогла вобрать в себя и «чувственность» Эпикура и стоицизм Сенеки.
Путем логических построений Аристотель возводит «блаженство» на вершину
созданной им пирамиды целей и средств и с присущей ему обстоятельностью пытается осмыслить всю относительно сложную систему экономических, социальных и политических отношений современного ему общества с точки зрения их подчиненности этому идеалу, а так же перестроить их в иерархию.
К области экономики относятся проблемы собственности, богатства и самого рабства.
С точки зрения современной науки, эти элементы должны были бы находиться на вершине аристотелевской пирамиды, он же в соответствии со своим пониманием идеала
помешает их на низший уровень.
Но, располагая эти элементы в основании пирамиды целей и средств, Аристотель дает им однозначное классовое толкование: раб это одушевленный инструмент, это двигатель, который приводит в движение все остальные инструменты.
В
противоположность Платону Аристотель не мыслит идеальное общество без частной собственности.
Если в реальном, современном ему обществе частная собственность способствует йаилучшей организации хозяйства, то в со
[стр. 122]

принадлежащей к господствующему классу, и тем самым в глазах греков личности эллина, а нс варвара вообще.
Смысл совершенной, идеальной жизни Аристотель видит в достижении блаженства, понимаемого как сократовское созерцательное постижение истины.
Хотя эта цель в полной мере достижима лишь для богов, но человек должен к ней стремиться.* 140 Заимствуя у Сократа этический идеал, Аристотель разрабатывает проблемы становления и содержания идеала, и тем самым вносит свой вклад в научное понимание его сущности.
Аристотель предлагает рассматривать идеал как конечную цель, как цель, которая
нс может служить средством для чего бы то ни было.
Все остальные, говоря современным языком, элементы социальной действительности,
прямо или опосредованно служат ее достижению.
Конечная цель, по Аристотелю, это и «блаженство», и одновременно «досуг».

«Досуг» также не существует ради чего-либо, он самодостаточен.
Это понятие очень важно и для формирования и для понимания любого рабовладельческого идеала.
Оно представляет собой теоретическое выражение сущности жизнедеятельности господствующего класса, которая есть «основанное на рабовладении и на рабском труде освобождение рабовладельца от каких бы то ни было работ, необходимых для практической жизни и совершаемых или рабами, или наемными рабочими и ремесленниками.
В глазах Аристотеля право на досуг первый и основной признак принадлежности человека к классу, которому принадлежит власть в обществе.
Именно досуг открывает возможность для истинной добродетели и для тех видов деятельности, которые совместимы с добродетелью».141 Хотя сам Аристотель нигде об этом прямо не пишет, но «досуг» представляет собой, по сути дела, одну из знаменитых аристотелевских свободных от конкретного содержания, общих, неизменных, вечных форм, в данном случае форму жизнедеятельности рабовладельца.
Аристотель наполняет эту форму «блаженством», т.е.
созерцательным познанием, и другого содержания для
нес не мыслит.
Но позднее, в других условиях, она смогла вобрать в себя и «чувственность» Эпикура и стоицизм Сенеки.
Путем логических построений Аристотель возводит «блаженство» на вершину
134 Это подмечает уже Аристотель в «Риторике» (Кн., I, 5, 1361а, 23-25).
140 Именно у Аристотеля впервые появляется четкое представление об идеале как о недостижимой пели.
141 Асмус В.Ф.
Античная философия.
М., 1976.
С.389.
122

[стр.,123]

созданной им пирамиды целей и средств и с присущей ему обстоятельностью пытается осмыслить всю относительно сложную систему экономических, социальных и политических отношений современного ему общества с точки зрения их подчиненности этому идеалу, а так же перестроить их в иерархию.
Так, экономика, по Аристотелю, это сфера хозяйственной деятельности, целью которой является «выгода» создание хозяйственных благ, служащих в свою очередь необходимым, и простейшим средством достижения «блаженства».
К области экономики относятся проблемы собственности, богатства и самого рабства.
С точки зрения современной науки, эти элементы должны были бы находиться на вершине аристотелевской пирамиды, он же в соответствии со своим пониманием идеала
помещает их на низший уровень.
11о, располагая эти элементы в основании пирамиды целей и средств, Аристотель дает им однозначное классовое толкование: раб это одушевленный инструмент, это двигатель, который приводит в движение все остальные инструменты.
В
«Политике» 142 Аристотель разъясняет, что тот, «кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-гаки человек, тот по своей природе раб» (I, 7, 125в, 14 -15).
Рабство, по мнению Аристотеля, возникло вместе с человеческим обществом, с семьей.
Оно экономически необходимо, а значит, вечно.
В противоположность Платону Аристотель не мыслит идеальное общество без частной собственности.
Рхли в реальном, современном ему обществе частная собственность способствует наилучшей организации хозяйства, то в совершенном государстве ее значение возрастает еще более, так как «каждый будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит^ (II, 2, 1263а, 27-29).
В отношении богатства Аристотель придерживается «середины», которая близка демокритовской «мере».
Он осуждает бедность и чрезмерное богатство, возникновение которого связывается с «хрсматистикой» формой хозяйства, служащей нс высшим задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению.
Призыв Аристотеля к умеренности в богатстве вытекает и из его понимания диалектики цели и средств и, возможно, из обусловленности его взглядов социальным происхождением.
Этот призыв не противоречит ядру рабовладельческого мировоззрения.
Накопительство нс должно становиться для рабовладельца самоцелью, ибо в этом случае он ущемляет, обедняет себя как погребителя.
Поэтому ни в одном идеале рабовладельца и даже феодала нет места призыву к неограниченному 123

[Back]