Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 29]

29 вершенном государстве ее значение возрастает еще более, так как «каждый будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит» (II, 2, 1263а, 27-29).
В отношении богатства Аристотель придерживается «середины», которая близка демокритовской «мере».

Призыв Аристотеля к умеренности в богатстве вытекает и из его понимания диалектики цели и средств и, возможно, из обусловленности его взглядов социальным, происхождением.

Накопительство не должно становиться для рабовладельца самоцелью, ибо в этом случае он ущемляет, обедняет себя как потребителя.
Уровнем, следующим за экономикой, является в аристотелевской пирамиде политика.
Как семья и селения подчинены государству, так и экономика подчинена политике.
Политика и государство призваны сохранить то общественное состояние, при котором господствующий класс может вести «благую жизнь», т.е.
существовать как господствующий класс.
В
основе всех катаклизмов лежат полярность интересов, противоречие между богатыми и бедными.
.1 Чтобы избежать разрушающей причины, Аристотель предлагает поставить во главе государства «средний класс», который является, естественно, рабовладельческим.
О рабах как относящихся к сфере экономики речь вообще
нс идет, они служат лишь пьедесталом этого общества.
Ремесленники, торговцы, землепашцы, у которых нет «досуга» и которым свойственна «низменность интересов», несмотря на свое присутствие в идеальном обществе не входят в его социальную структуру.
По поводу этой черты рабовладельческого идеал? П.И.Новгородцев писал, что «в самой основе предложенного идеала заключается отказ от справедливого устроения всех: это был
идеал для немногих».1 К л числу этих немногих Аристотель относит в первую очередь сословия с законовещательными функциями судейское и военное.
Хотя включение последнего в идеальное государство несколько противоречит его исходным теоретическим
1 Новгородцев П.И.
Политические идеалы нового и древнего мира.
М., 1919.
С.
16.
[стр. 123]

созданной им пирамиды целей и средств и с присущей ему обстоятельностью пытается осмыслить всю относительно сложную систему экономических, социальных и политических отношений современного ему общества с точки зрения их подчиненности этому идеалу, а так же перестроить их в иерархию.
Так, экономика, по Аристотелю, это сфера хозяйственной деятельности, целью которой является «выгода» создание хозяйственных благ, служащих в свою очередь необходимым, и простейшим средством достижения «блаженства».
К области экономики относятся проблемы собственности, богатства и самого рабства.
С точки зрения современной науки, эти элементы должны были бы находиться на вершине аристотелевской пирамиды, он же в соответствии со своим пониманием идеала помещает их на низший уровень.
11о, располагая эти элементы в основании пирамиды целей и средств, Аристотель дает им однозначное классовое толкование: раб это одушевленный инструмент, это двигатель, который приводит в движение все остальные инструменты.
В «Политике» 142 Аристотель разъясняет, что тот, «кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-гаки человек, тот по своей природе раб» (I, 7, 125в, 14 -15).
Рабство, по мнению Аристотеля, возникло вместе с человеческим обществом, с семьей.
Оно экономически необходимо, а значит, вечно.
В противоположность Платону Аристотель не мыслит идеальное общество без частной собственности.
Рхли в реальном, современном ему обществе частная собственность способствует наилучшей организации хозяйства, то в совершенном государстве ее значение возрастает еще более, так как «каждый будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит^ (II, 2, 1263а, 27-29).
В отношении богатства Аристотель придерживается «середины», которая близка демокритовской «мере».

Он осуждает бедность и чрезмерное богатство, возникновение которого связывается с «хрсматистикой» формой хозяйства, служащей нс высшим задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению и накоплению.
Призыв Аристотеля к умеренности в богатстве вытекает и из его понимания диалектики цели и средств и, возможно, из обусловленности его взглядов социальным происхождением.

Этот призыв не противоречит ядру рабовладельческого мировоззрения.
Накопительство нс должно становиться для рабовладельца самоцелью, ибо в этом случае он ущемляет, обедняет себя как погребителя.
Поэтому ни в одном идеале рабовладельца и даже феодала нет места призыву к неограниченному 123

[стр.,124]

стяжательству.
Уровнем, следующим за экономикой, является в аристотелевской пирамиде политика.
Как семья и селения подчинены государству, так и экономика подчинена политике.
Политика и государство призваны сохранить то общественное состояние, при котором господствующий класс может вести «благую жизнь», т.е.
существовать как господствующий класс.
Выбирая
средства, обеспечивающие это фундаментальное условие, Аристотель анализирует огромный фактический материал, вскрывает причины, которые в реальной жизни приводят к гибели государства, и приходит к выводу, что в основе всех катаклизмов лежат полярность интересов, противоречие между богатыми и бедными.
Чтобы избежать разрушающей причины, Аристотель предлагает поставить во главе государства «средний класс», который является, естественно, рабовладельческим.
О рабах как относящихся к сфере экономики речь вообще
не идег, они служат лишь пьедесталом этого общества.
Ремесленники, торговцы, землепашцы, у которых нет «досуга» и которым свойственна «низменность интересов», несмотря на свое присутствие в идеальном обществе не входят в его социальную структуру.
По повод}' этой черты рабовладельческого идеала П.И.Новгородцев писал, что «в самой основе предложенного идеала заключается отказ от справедливого устроения всех: это был
I « л идеал для немногих».
К числу этих немногих Аристотель относит в первую очередь сословия с законовещательными функциями судейское и военное.
Хотя включение последнего в идеальное государство несколько противоречит его исходным теоретическим
посылкам (военные тоже почти не имеют досуга), но необходимость обеспечения целостности государства оказывается для него веским аргументом.
В решении проблемы взаимоотношения личности и общества Аристотель идет за Сократом.
Его идеал индивидуалистичен, так как созерцательное познание истины удел индивидов.
Аристотель отрицает аскетический, казарменный образ жизни платоновского государства и полагает, что люди должны руководствоваться в своих поступках эгоизмом, сдерживаемым мерой.
Аристотель окончательно освобождается от влияния мифологической формы предшествующего общественного идсата и даст своему идеалу чисто рациональное обоснование.
Идеализация отношений, достигающих зрелости, сказывается и в конкретном содержании идеала.
Несмотря на его общую утопичность, «черты 142 142 Аристотель.
Политика.
Спб., 1911.
ш 11овгородцев П.И.
Политические идеалы нового и древнего мира.
М., 1919.
С.16.

124

[Back]