Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 30]

30 посылкам (военные тоже почти не имеют досуга), но необходимость обеспечения целостности государства оказывается для него веским аргументом.
В решении проблемы взаимоотношения личности и общества Аристотель идет за Сократом.
Его идеал индивидуалистичен, так как созерцательное познание истины удел индивидов.
Аристотель отрицает аскетический, казармен ный образ жизни платоновского государства и полагает, что люди должны руководствоваться в своих поступках эгоизмом, сдерживаемым мерой.
Аристотель окончательно освобождается от влияния мифологической формы предшествующего общественного
идеала и дает своему идеалу чисто рациональное обоснование.
По мнению Аристотеля, идеальное государство может быть создано путем переустройства одного из реально существующих современных ему государств.
И в этом смысле аристотелевский идеал оптимистичен.
Аристотелевским идеалом завершается эллинистический период в развитии представлений об
идеатьном обществе.
Приблизительно к концу IV в.
до н.э.
в экономической, социальной и политической жизни Древней Греции начинаются процессы, которые наложили свой отпечаток и на формирование черт будущего общественного идеала, и на содержание идеала рабовладельцев.
В
формировании эллинистического мировоззрения определенную роль сыграло и то обстоятельство, что идеалы Платона и Аристотеля остались нереализованными на практике.
Греческая философия, выросшая на полисной почве, не могла дать в период окончательного разложения полисной организации позитивного ответа
на вопрос о должном общественном устройстве, поэтому политические вопросы в этот период практически, исчезают из ее проблематики.
«Философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько
попыткой yvaу зать, каким способом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и желанное им успокоение».1 1 Асмус В.Ф.
Античная философия.
М., 1976.

С.424.
[стр. 124]

стяжательству.
Уровнем, следующим за экономикой, является в аристотелевской пирамиде политика.
Как семья и селения подчинены государству, так и экономика подчинена политике.
Политика и государство призваны сохранить то общественное состояние, при котором господствующий класс может вести «благую жизнь», т.е.
существовать как господствующий класс.
Выбирая средства, обеспечивающие это фундаментальное условие, Аристотель анализирует огромный фактический материал, вскрывает причины, которые в реальной жизни приводят к гибели государства, и приходит к выводу, что в основе всех катаклизмов лежат полярность интересов, противоречие между богатыми и бедными.
Чтобы избежать разрушающей причины, Аристотель предлагает поставить во главе государства «средний класс», который является, естественно, рабовладельческим.
О рабах как относящихся к сфере экономики речь вообще не идег, они служат лишь пьедесталом этого общества.
Ремесленники, торговцы, землепашцы, у которых нет «досуга» и которым свойственна «низменность интересов», несмотря на свое присутствие в идеальном обществе не входят в его социальную структуру.
По повод}' этой черты рабовладельческого идеала П.И.Новгородцев писал, что «в самой основе предложенного идеала заключается отказ от справедливого устроения всех: это был I « л идеал для немногих».
К числу этих немногих Аристотель относит в первую очередь сословия с законовещательными функциями судейское и военное.
Хотя включение последнего в идеальное государство несколько противоречит его исходным теоретическим посылкам (военные тоже почти не имеют досуга), но необходимость обеспечения целостности государства оказывается для него веским аргументом.
В решении проблемы взаимоотношения личности и общества Аристотель идет за Сократом.
Его идеал индивидуалистичен, так как созерцательное познание истины удел индивидов.
Аристотель отрицает аскетический, казарменный образ жизни платоновского государства и полагает, что люди должны руководствоваться в своих поступках эгоизмом, сдерживаемым мерой.
Аристотель окончательно освобождается от влияния мифологической формы предшествующего общественного
идсата и даст своему идеалу чисто рациональное обоснование.
Идеализация отношений, достигающих зрелости, сказывается и в конкретном содержании идеала.
Несмотря на его общую утопичность, «черты 142 142 Аристотель.
Политика.
Спб., 1911.
ш 11овгородцев П.И.
Политические идеалы нового и древнего мира.
М., 1919.
С.16.
124

[стр.,125]

реальные, исторические явно преобладают над утопическими».144 145 146 По мнению Аристотеля, идеальное государство может быть создано путем переустройства одного из реально существующих современных ему государств.
И в этом смысле аристотелевский идеал оптимистичен.
Аристотелевским идеалом завершается эллинистический период в развитии представлений об
идеальном обществе.
Приблизительно к концу IV в.
до н.э.
в экономической, социальной и политической жизни Древней Греции начинаются процессы, которые наложили свой отпечаток и на формирование черт будущего общественного идеала, и на содержание идеала рабовладельцев.
В
экономике в этот период происходит переход к косвенному рабству, т.е.
закреплению рабов за определенными участками земли или ремеслами.
«Принудительная сдача земли рабам в аренду на все времена, то, что лежит в основе позднейшего колоната, как отмечал А.Ф.Лосев, есть явление, наиболее типичное для 145 Гу эллинизма».
' Эти изменения ведут к определенному расширению возможностей рабовладельческого хозяйства, к повышению производительности груда и даже его специализации.
На еще одну важную черту греческой экономию! указывает С.Л.Утченко: «Кризис полиса характеризуется эволюцией античной формы собственности в сторону частиорабовладсльчсской, т.е.
вес более независимым положением частнособственнических элементов во всей системе рабовладельческого хозяйства».116 Гем самым создаются условия для более широкого проявления частной инициативы, т.е.
частичного освобождения личности в сфере производства от оков полисной организации.
Усложнение техники, развитие производства и частной инициативы требуют более конкретного, эмпирического, практического взгляда на мир.
13 формировании эллинистического мировоззрения определенную роль сыграло и то обстоятельство, что идеалы Платона и Аристотеля остались нереализованными на практике.
Греческая философия, выросшая на полисной почве, не могла дать в период окончательного разложения полисной организации позитивного ответа
па вопрос о должном общественном устройстве, поэтому политические вопросы в этот период практически исчезают из ее проблематики.
«Философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько
144 Асмус В.Ф.
Античная философия.
М, 1976.

С.339.
145 Лосев А.Ф.
История античной эстетики.
Ранняя классика.
М., 1963.
C.114.
146 Утчснко С.Л.
Проблема кризиса полиса в античной идеологии.
// Из истории социальнополитических идей.
М, 1955.
С.51.
125

[Back]