Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 34]

34 мятежность, или «атараксия», может быть достигнута только в результате добродетелыгой жизни жизни разумной, согласованной с природой.
Используя аристотелевское представление о конечной цели, стоики провозглашают освобождение человека от внешних вещей.
Источник конечной цели, добродетели, находится внутри человека, в его разуме.
Внешние вещи, даже если они относятся к разряду «надлежащих» (т.е.
сообразных материальным потребностям, простейшей природе), являются лишь средствами достижения конечной цели.
Мудрец, понимающий их истинное значение, никогда не окажется у них в подчинении.
Он добровольно принимает все происходящее в мире как необходимое, неизбежное.

«Целичие души это знание или самообладание, позволяющее быть выше всего, что с тобой происходит, как хорошего, так и дурного».1 В условиях все обостряющихся общественных противоречий стоики видят единственный выход в нравственном совершенствовании индивида, в его внешнем подчинении действительности и в субъективном освобождении от нее.
Представления Цицерона о должном состоянии общества по своему масштабу, по степени проработанности и детализации стоят в одном ряду с идеалами общественного устройства Платона и Аристотеля.
Но сам Цицерон видит отличие своей концепции наилучшего государства от
платоновского идеала в том, что она реально осуществима и уже существовала в форме сенатской республики.
Наилучшей, по мнению Цицерона, является смешанная форма государственности, так как «желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету nvpвенствующих людей, а некоторые доли были предоставлены суждению и воле народа».* 2 ' Диоген Лаэртский.
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
М., 1979.
С.297.

2 Цицерон.
Диалоги о государстве и законах.
М., 1966.
(Кн.
1.69).
[стр. 128]

рабовладельческого идеала не содержит в себе программы изменения общества и не является идеалом общественного устройства в точном смысле слова.
Широкое распространение этого идеала приводит к утверждению в сознании рабовладельцев чувства самодовольства, которое может быть разрушено лишь в результате кризиса всего рабовладельческого общества, а не одного из ег о социальных организмов.
Даже Лукреций Кар смиряется с сознанием, что человеческое общество уже достигло наивысшей точки своего развития, после чего может последовать только вполне естественный спад.
В противоположность эпикурейцам стоики считали, что процесс де1радации общества начался уже давно.
Идеальное общество, по их мнению, существовало в «золотом веке».
По воле неумолимого рока это общество постепенно деградирует, и с этим, полагали стоики, люди должны смириться.
Поэтому их этическая концепция представляет собой еще одну форму мировоззренческого приспособления демократических слоев эллинистическою и в первую очередь разлагающегося римского мира к существующим общественным отношениям.
Проповедуемые стоиками жизненные установки логически выводятся из посту лата о единстве мира, природы.
Цель всех живых существ жить сообразно природе.
Человек должен жить в согласии с Логосом, в котором природа достигает своего совершенства и который правит миром.
«Поэтому, как говорил Хрисипп, (высшая) цель жить в согласии с природой согласно своей природе и общей природе, ничего не делая такого, что запрещается общим законом, а именно правильным разумом, 1 проникающим все».
Высшая цель жизни безмятежность, или «атараксия», может быть достигнута только в результате добродетельной жизни жизни разумной, согласованной с природой.
Используя аристотелевское представление о конечной цели, стоики провозглашают освобождение человека от внешних вещей.
Источник конечной цели, добродетели, находится внутри человека, в его разуме.
Внешние вещи, даже если они относятся к разряду «надлежащих» (т.е.
сообразных материальным потребностям, простейшей природе), являются лишь средствами достижения конечной цели.
Мудрец, понимающий их истинное значение, никогда не окажется у них в подчинении.
Он добровольно принимает все происходящее в мире как необходимое, неизбежное.

«Величие души это знание или самообладание, позволяющее быть выше всего, что с 151 152 151 История философии.
Т.
1.
М., 1940.
С.281.
152 Литология мировой философии.
В 4-х т.
М.,1969.
Т.
1.
Ч.1.0.493.
128

[стр.,129]

тобой происходит, как хорошего, так и дурного».153 154 В условиях все обостряющихся общественных противоречий стоики видят единственный выход в нравственном совершенствовании индивида, в его внешнем подчинении действительности и в субъективном освобождении от нее.
Эта этическая концепция, отражающая вначале пассивный протест демократических слоев, превратилась затем в элемент господствующего мировоззрения римскою общества.
Панетий, Цицерон и др.
первоначально пытались использовать строгую этику долга стоицизма для борьбы с «эпикурейским» идеалом, разлагающим высшие сословия, для консолидации и повышения социальной активности «оптиматов» благонамеренных и состоятельных граждан.
Трансформированный образ стоического мудреца ложится в основу уже новой римской концепции идеальною гражданина.
Представления Цицерона о должном состоянии общества по своему масштабу, по степени проработанности и детализации стоят в одном ряду с идеалами общественного устройства Платона и Аристотеля.
Но сам Цицерон видит отличие своей концепции наилучшего государства от
платоновскою идеала в том, что она реально осуществима и уже существовала в форме сенатской республики.
Вслед за Аристотелем Цицерон считает, что государство естественным образом вырастает из семьи и базируется на природной потребности людей жить вместе.
Поэтому государство призвано обеспечить согласие сословий.
Ни одна из простых форм правления (монархия, аристократия и демократия) не решает в полной мере этой задачи и все они, будучи нестабильными, рано или поздно превращаются в уродливые формы власти.
Наилучшей, но мнению Цицерона, является смешанная форма государственности, так как «желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые доли были предоставлены суждению и воле 154 народа» .
Такому государству соответствует идеальный гражданин, мудрость которого заключена не в отстраненности от общественной жизни (как советовали эпикуреисты), а в деятельности на благо общества, в оказании помощи людям, пострадавшим от несправедливости, первое требование которой заключается в том, чтобы никто никому не вредил, ибо все люди граждане одного града.
Представления Цицерона о должном состоянии общества оказали большое влияние 153 Диоген Лаэртский.
О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
М., 1979.
С.297.

154 Цицерон.
Диалоги о государстве и законах.
М., 1966.
(Кн.1.69).

129

[Back]