35 Такому государству соответствует идеальный гражданин, мудрость которого заключена не в отстраненности от общественной жизни (как советовали эпикуреисты), а в деятельности на благо общества, в оказании помощи людям, пострадавшим от несправедливости* первое требование которой заключается в том, чтобы никто никому не вредил, ибо все люди граждане одного града. Представления Цицерона о должном состоянии общества оказали большое влияние на формирование идеалов Августина и эпохи Возрождения, на общественную мысль эпохи Просвещения.1 Но в современной ему Римской империи по мере ее упадка нарастала всеобщая апатии и деморализации. Сенека, Марк Аврелий и другие создают последний рабовладельческий идеал, в котором на место «удовольствия» поставлена «добродетель», т.е. безмятежная, отрешенная от внешнего мира и вместе с тем покорная ему жизнь индивида. Стоики, как и эпикурейцы, не дают, развернутого представления об идеальном обществе, но по другой причине. Общественная жизнь как часть природы управляется непреложным законом и не может быть произвольно изменена по желанию людей. Поэтому выработка планов переустройства общества противоречила бы самим основам стоической философии. Вместе с гем стоики не пренебрегают политической проблематикой мудрец «должен принимать участие в общественных делах». Исходя из принципа единства природы, стоики рассматривали всех людей как членов мирового целого. По их мнению, все люди равны от природы и добродетель не является врожденном качеством. Любой человек может ее достигнуть в результате обучения и практических упражнений. В Римской империи, стоящей на пороге своего упадка, общественные низы впитывали эти идеи и стихийно вырабатывали на их основе тот принцип абстрактного равенства, который в иллюзорной форме вошел в раннехристианский идеал. Последовательно проводя свои идеи, стоики провозгласили и равенство между свободными и рабами. Но это равенство равенство перед Логосом, по отношению к которому все люди, в конечном счете, рабы. Свободен только ра1 См.: Утченко С.Л. Цицерон и его эпоха. М, 1986. С.324-327. .1 |
тобой происходит, как хорошего, так и дурного».153 154 В условиях все обостряющихся общественных противоречий стоики видят единственный выход в нравственном совершенствовании индивида, в его внешнем подчинении действительности и в субъективном освобождении от нее. Эта этическая концепция, отражающая вначале пассивный протест демократических слоев, превратилась затем в элемент господствующего мировоззрения римскою общества. Панетий, Цицерон и др. первоначально пытались использовать строгую этику долга стоицизма для борьбы с «эпикурейским» идеалом, разлагающим высшие сословия, для консолидации и повышения социальной активности «оптиматов» благонамеренных и состоятельных граждан. Трансформированный образ стоического мудреца ложится в основу уже новой римской концепции идеальною гражданина. Представления Цицерона о должном состоянии общества по своему масштабу, по степени проработанности и детализации стоят в одном ряду с идеалами общественного устройства Платона и Аристотеля. Но сам Цицерон видит отличие своей концепции наилучшего государства от платоновскою идеала в том, что она реально осуществима и уже существовала в форме сенатской республики. Вслед за Аристотелем Цицерон считает, что государство естественным образом вырастает из семьи и базируется на природной потребности людей жить вместе. Поэтому государство призвано обеспечить согласие сословий. Ни одна из простых форм правления (монархия, аристократия и демократия) не решает в полной мере этой задачи и все они, будучи нестабильными, рано или поздно превращаются в уродливые формы власти. Наилучшей, но мнению Цицерона, является смешанная форма государственности, так как «желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые доли были предоставлены суждению и воле 154 народа» . Такому государству соответствует идеальный гражданин, мудрость которого заключена не в отстраненности от общественной жизни (как советовали эпикуреисты), а в деятельности на благо общества, в оказании помощи людям, пострадавшим от несправедливости, первое требование которой заключается в том, чтобы никто никому не вредил, ибо все люди граждане одного града. Представления Цицерона о должном состоянии общества оказали большое влияние 153 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С.297. 154 Цицерон. Диалоги о государстве и законах. М., 1966. (Кн.1.69). 129 па формирование идеалов Августина и эпох» Возрождения, на общественную мысль эпохи Просвещения 155. Но в современной ему Римской империи но мере ее упадка нарастала всеобщая апатии и деморализации. Сенека, Марк Аврелий и другие создают последний рабовладельческий идеал, в котором на место «удовольствия» поставлена «добродетель», т.е. безмятежная, отрешенная от внешнего мира и вместе с тем покорная ему жизнь индивида. Стоики, как и эпикурейцы, нс дают развернутого представления об идеальном обществе, но по другой причине. Общественная жизнь как часть природы управляется непреложным законом и не может быть произвольно изменена по желанию людей. Поэтому выработка планов переустройства общества противоречила бы самим основам стоической философии. Вместе с тем стоики не пренебрегают политической проблематикой мудрец «должен принимать участие в общественных делах».156 157 Исходя из принципа единства природы, стоики рассматривали всех людей как членов мирового целого. По их мнению, все люди равны от природы и добродетель не является врожденным качеством. Любой человек может ее достигнуть в результате обучения и практических упражнений. В Римской империи, стоящей на пороге своего упадка, общественные низы впитывали эти идеи и стихийно вырабатывали на их основе тот принцип абстрактного равенства, который в иллюзорной форме вошел в раннехристианский идеал. Реальной социальной базой стоической идеи равенства была политическая и правовая практика Римской империи, нивелирующая национальные, религиозные и прочие различия. Последовательно проводя свои идеи, стоики провозгласили и равенство между свободными и рабами. Но это равенство равенство перед Логосом, по отношению к которому все люди, в конечном счете, рабы. Свободен только разум человека, причастный Логосу. «Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, писал Сенека, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин».ь7 Осталось сделать всего один шаг от идеи телесного подчинения господину и духовного равенства с ним перед всемирным Логосом до христианского идеала, объявляющего людей равными перед единым богом. Другой важной чертой мировоззрения стоиков является их космополитизм. В 155 См.: Утченко С.Л. Цицерон и его эпоха. М., 1986. С.324-327. 156 Лггология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. Т.1.4.1. С.500. 157 Там же. С.508. 130 |