Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 36]

36 зум человека, причастный Логосу.
«Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, писал Сенека, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства.
Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе
господин».1 Осталось сделать всего один шаг от идеи телесного подчинения господину и духовного равенства с ним перед всемирным Логосом до христианского идеала, объявляющего людей равными перед единым богом.
Другой важной чертой мировоззрения стоиков является их космополитизм.
В
отличие от космополитизма софистов он находит себе опору в идеологии многонациональной Македонской монархии и еще больше укрепляется в Римской империи.
Сенека выдвигает концепцию двух государств: «Мы должны представлять в воображении своем два государства: одно которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое это то, к которому нас приписала случайность.
Это второе может быть афинским или карфагенским или связано с еще каким-либо городом; оно касается
не всех людей, а только одной определенной группы их».1 2 Политическим идеалом второго, малого государства Сенека считал империю, ограниченную сенатом.
Но истинным государством для мудреца является государство, управляемое
Логосом и объемлющее все «малые государства».
Таким образом, стоицизм создает модель государства, которая по сути своей уже очень близка «царству божьему» раннего христианства.

Проведя анализ исторически первого представления об общественном идеале можно сделать следующие выводы: представления о необходимости формирования понятия идеала появляются в обществе с возникновением ча<гтной собственности, т.е.
с расслоением общества на классы; вопрос об идеальной социальной организации всегда был предметом споров и дисскуссий среди крупнейших философов прошлого; 1Антология мировой философии.
В 4-х т.
М., 1969.
Т.
1.4.1.

С.508 2там же с.5 07
[стр. 130]

па формирование идеалов Августина и эпох» Возрождения, на общественную мысль эпохи Просвещения 155.
Но в современной ему Римской империи но мере ее упадка нарастала всеобщая апатии и деморализации.
Сенека, Марк Аврелий и другие создают последний рабовладельческий идеал, в котором на место «удовольствия» поставлена «добродетель», т.е.
безмятежная, отрешенная от внешнего мира и вместе с тем покорная ему жизнь индивида.
Стоики, как и эпикурейцы, нс дают развернутого представления об идеальном обществе, но по другой причине.
Общественная жизнь как часть природы управляется непреложным законом и не может быть произвольно изменена по желанию людей.
Поэтому выработка планов переустройства общества противоречила бы самим основам стоической философии.
Вместе с тем стоики не пренебрегают политической проблематикой мудрец «должен принимать участие в общественных делах».156 157 Исходя из принципа единства природы, стоики рассматривали всех людей как членов мирового целого.
По их мнению, все люди равны от природы и добродетель не является врожденным качеством.
Любой человек может ее достигнуть в результате обучения и практических упражнений.
В Римской империи, стоящей на пороге своего упадка, общественные низы впитывали эти идеи и стихийно вырабатывали на их основе тот принцип абстрактного равенства, который в иллюзорной форме вошел в раннехристианский идеал.
Реальной социальной базой стоической идеи равенства была политическая и правовая практика Римской империи, нивелирующая национальные, религиозные и прочие различия.
Последовательно проводя свои идеи, стоики провозгласили и равенство между свободными и рабами.
Но это равенство равенство перед Логосом, по отношению к которому все люди, в конечном счете, рабы.
Свободен только разум человека, причастный Логосу.
«Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, писал Сенека, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе
господин».ь7 Осталось сделать всего один шаг от идеи телесного подчинения господину и духовного равенства с ним перед всемирным Логосом до христианского идеала, объявляющего людей равными перед единым богом.
Другой важной чертой мировоззрения стоиков является их космополитизм.
В
155 См.: Утченко С.Л.
Цицерон и его эпоха.
М., 1986.
С.324-327.
156 Лггология мировой философии.
В 4-х т.
М., 1969.
Т.1.4.1.

С.500.
157 Там же.
С.508.
130

[стр.,131]

отличие от космополитизма софистов он находит себе опору в идеологии многонациональной Македонской монархии и еще больше укрепляется в Римской империи.
Сенека выдвигает концепцию двух государств: «Мы должны представлять в воображении своем два государства: одно которое включает в себя богов и людей; в нем взор наш не ограничен тем или иным уголком земли, границы нашего государства мы измеряем движением солнца; другое это то, к которому нас приписала случайность.
Это второе может быть афинским или карфагенским или связано с еще каким-либо городом; оно касается
нс всех людей, а только одной определенной группы их».158 Политическим идеалом второю, малого государства Сенека считал империю, ограниченную сенатом.
Но истинным государством для мудреца является государство, управляемое
Лоюсом и объемлющее все «малые государства».
Таким образом, стоицизм создает модель государства, которая по сути своей уже очень близка «царству божьему» раннего христианства.

2.2.2 Формирование раннехристианского идеала и его трансформация в условиях средневековья В предыдущем разделе мы проследили процесс образования элементов раннехристианского идеала, порожденных античной общественной мыслью: идеи индивидуальности человеческого «я», абстрактного равенства космополитизма и т.д.
Но был и другой, нс менее существенный источник его формирования идеология иудейских сект диаспоры, зародыш мировой христианской религии.
На рубеже нашей эры иудейские секты представляли собой весьма пеструю картину: терапевты в Египте, дамасская секта в Сирии, кумраниты и ессеи в Палестине.
Социальный состав этих сект также был достаточно неоднородным.
Образующий их плебс включал в себя и рабов, и вольноотпущенников, и свободных мелких ремесленников, которые трудились сами, но нередко имели и одного-двух рабов, и разорившихся, но в недавнем прошлом богатых торговцев.
Противоречивость бытия и психологии плебса порождала пестроту и противоречивость социальных взглядов, проповедуемых иудейскими сектами.
По этой причине некоторые исследователи, описывая процесс возникновения раннего христианства, останавливаются в затруднении перед проблемой ею социальной 158 Антология мировой философии.
В 4-х т.
М., 1969.
Т.1.
4.1.
С.507.
131

[Back]