Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 39]

39 Кризис иудеохристианства, его превращение в собственно христианство охватывают конец I начало II в.
Поражение в войне 66-73
гг.
привело к гибели кумранской общины.
А в результате неудавшегося восстания 13-135 гг.
Неру салим был разрушен, и евреи были изгнаны из Палестины и расселены по всей Римской империи.
Взамен ожидаемого тысячелетнего царства начался новый период гонений, что, естественно, вызывало девальвацию идей хилиазма, усиление пессимизма религиозной идеологии.
Вера в близкое наступление «царства божьего» на земле все более ослабевала, а царство, которое должно было сойти с небес на землю, постепенно трансформировалось в сознании верующих в небесное царство.
Этот процесс можно проследить даже терминологически.
Выражение «царство Божие» (Мр., 10, 23)
меняется со временем на «царство небесное» (Мф., 19, 23).
Сходя с исторической арены, иудеохристианство оставляет после себя яркую критику рабовладельческого общества, идею мессианства, представление о невозможности устройства идеального общества на земле.
Эти идеи, утратившие непосредственную связь'с иудеохристианством, как споры гриба, раздавленного сандалией римского легионера, разносятся по обширной Римской империи и находя питательную почву в социальных низах римских городов.
Христианский идеал, на наш взгляд, не вырастает непосредственно из идеала иудеохристианства, а представляет собой синтез мистических, эсхатологических представлений иудейских сект и идеологии прогрессивных слоев римского общества, впитавшей в себя идеи вульгаризированной античной философии.
Христианский идеал, как и собственно христианство, возникает во II в.
Экономика Римской империи в
этЬт период достигает вершины своего развития.
Во II в.
прогрессивные социальные группы, связанные с развитием товарно-денежных отношений, уже могут сформулировать (пока
еще в обыденной" форме) свой идеал общественного устройства.
Интересы именно этой группы лежат, на наш взгляд, в основе христианского общественного идеала.

Человек должен быть «трудолюбив, деятелен, чужд корыстолюбия, всегда готов помочь
[стр. 135]

практически неосуществимо и ограничивалось в конечном счете общей трапезой и оказанием помощи нуждающимся.
Среди зарождающихся христианских общин были и такие, которые не требовали обобществления имущества.
В Дамасском документе частная собственность рассматривается как нечто само собой разумеющееся.
Можно сделать вывод, что принцип общности имущества является в данном случае рецидивом представлений о «золотом веке», вызванным конкретными историческими причинами.
Исчезновение этих причин должно было привести к вытеснению этого принципа из идеологии христианства, поскольку он ни в коей мере не отражал тенденции развития общества.
Та же участь постигла и другие социальные принципы, связанные с отжившим свой век общественным идеалом.
Так, страстное отрицание рабства как конкретной формы эксплуатации («Дидахе», учение терапевтов) выражало в реальной жизни только интересы рабов и потому не могло быть устойчивым элементом идеологии широкой социальной общности, которая включала и рабов, и свободных.
В то же время уважительное отношение к труду, требование его обязательности прочно вошли в христианскую идеологию, так как христианские общины в основном состояли из ремесленников.
««Дидахе» идеализирует ручной труд, пишет Р.Ю.Виппер, звание работника считается единственно достойным, и притом в такой мере, что пророки признавались законными членами общин только при овладении каким-либо ремеслом».166 Эти новые для Римской империи прогрессивные взгляды на труд появляются в диаспоре потому, что неимущие свободные, бывшие в Риме пенсионерами государства, в провинциях, наоборот, находились в тяжелом положении.
Они должны были работать, да еще в условиях конкуренции рабского труда.
Кризис иудсохрисгианства, его превращение в собственно христианство охватывают конец I начало II в.
Поражение в войне 66-73
гт.
привело к гибели кумранской общины.
Л в результате неудавшегося восстания 13-135 гг.
Иерусалим был разрушен и евреи были изгнаны из Палестины и расселены по всей Римской империи.
Взамен ожидаемого тысячелетнего царства начался новый период гонений, что, естественно, вызывало девальвацию идей хилиазма, усиление пессимизма религиозной идеологии.
Вера в близкое наступление «царства божьего» на земле все более ослабевала, а царство, которое должно было сойти с небес на землю, постепенно трансформировалось в сознании верующих в небесное царство.
Этот процесс можно проследить даже терминологически.
Выражение «царство божие» (Мр., 10, 23)
135

[стр.,136]

меняется со временем на «царство небесное» (Мф., 19, 23).
Сходя с исторической арены, иудеохристианство оставляет после себя яркую критику рабовладельческого общества, идею мессианства, представление о невозможности устройства идеального общества на земле.
Эти идеи, утратившие непосредственную связь с иудеохристианством, как споры гриба, раздавленного сандалией римского легионера, разносятся по обширной Римской империи и находя питательную почву в социальных низах римских городов.
Христианский идеал, на наш взгляд, не вырастает непосредственно из идеала иудеохристианства, а представляет собой синтез мистических, эсхатологических представлений иудейских сект и идеологии прогрессивных слоев римского общества, впитавшей в себя идеи вульгаризированной античной философии.
Христианский идеал, как и собственно христианство, возникает во II в.
Экономика Римской империи в
этот период достигает вершины своею развития.
За исключением горного дела, промышленность представляла собой множество мелких мастерских.
«Чрезвычайно дробной становится специализация ремесленников.
Например, в ювелирном деле помимо золотых дел мастеров известны позолотчики, резчики гемм, кольцовщики, граверы, жемчужники, чеканщики и литейщики серебра, инкрустаторы, резчики по слоновой кости, шлифовальщики, золотошвеи, золототкачи, 1А7 позументщики «.
Естественно, что ремесленное производство в этих условиях являегся по преимуществу товарным.
Во II в.
прогрессивные социальные группы, связанные с развитием товарно-денежных отношений, уже могут сформулировать (пока
еше в обыденной форме) свой идеал общественного устройства.
Интересы именно этой группы лежат, на наш взгляд, в основе христианского общественного идеала.

Обращение к историческому материалу подтверждает этот вывод.
А.Доншш, анализируя размещение христианских общин во II-IV вв.
отмечает, что их абсолютное большинство составляли городские общины.
Описывая современное ему христианство, Цельс говорил, что оно создавалось в сапожных и валяльных мастерских.
И апокрифические и канонические новозаветные истотшики населены ремесленниками и торговцами.
В Евангелие от Марка сам Иисус назван плотником (Мр., 6, 3).
Герма был вольноотпущенником, занимался торговлей.
В посланиях * 167 160 Виппер Р.Ю.
Рим и раннее христианство.
Ростов-на-Дону, 1995.
С.312.
167 Штаерман Е.М., Трофимова М.К.
Рабовладельческие отношения ранней Римской империи.
М., 1971.
С.67.
136

[Back]