Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 40]

40 другу и простить врагу, милосердей, добр, совестлив, простосердечен; он должен платить долги и налоги, не заводить ссор и не судиться; держаться в стороне от богатых, знатных и злых...
не пытаться бороться с ними, надеясь, что рано или поздно они получат возмездие за свои злодеяния».1 Этому идеалу личности, сформулированному римскими ремесленниками на основе своих собственны:интересов, не хватает только религиозной оболочки, чтобы стать идеалом христианства.
Для типичного римского ремесленника весь античный мир был ограничен рамками коллегии, поэтому и идеальное общество он мыслил как всемирную коллегию.
Рассматривая идеологию' прогрессивных групп рабовладельческого общества, Е.М.Штаерман писала: «Их более или менее осознанным идеалом было, видимо, общество, состоящее из мелких трудящихся собственников,
дол вольных малым и не стремящихся к большому богатству и власти».
Их идеальное общество это общество, основанное на частной собственности, личном труде и взаимопомощи.
М.Е.Сергеенко, указывая на аналогичные черты их идеала общественной жизни,
выделял также самоограничение, почтение к власти, взаимопомощь, честность и т.д.1 * 3 «Повсеместная утрата гражданских идеалов вследствие "полного подавления личности государством, ощущение своей политической и гражданской неполноценности все это толкает разочарованного и беззащитного человека римской эпохи на поиски духовного утешения и забвения».4 1 Штаерман Е.М.
Мораль и религия угнетенных классов Римской империи.
М., 1961.С.102.

Там же.С.
146.
3 Сергеенко М.Е.
Из жизни италийских коллегий.
// Вести, древней истории, 1972, N4.
С.
136.

■ 4Елизарова М.М.
Община терапевтов.
М., 1972.
С.4-5.
[стр. 137]

апостолов религиозные догматы нередко иллюстрируются примерами, обращенными прежде всего к ремесленникам: «А ты кто, человек, что споришь с богом? Изделие ли скажет сделавшему (его): «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиной?» (Рим., 9, 2-21).'68 Историк христианства Э.Хатч писал, что даже епископы и пресвитеры того времени вели банковские операции, занимались врачебной практикой, работали как ювелиры и продавали свои произведения на рынке.* 169 В то же время исследование мировоззрения римских ремесленников и торговцев, еще не исповедовавших христианство, показывает близость их социальных принципов к идеологии этой религии.
Основным источником изучения их взглядов являются эпитафии.
Эпитафия, как подчеркивает М.Н.Сергеенко, «приписывала человеку качества, которые ценились в его среде, рисовала идеал жизни, которую эти простые люди считали примерной и счастливой».170 Е.М.Штаерман на основе анализа эпитафий получила как социокультурный тип собирательный образ идеального римского ремесленника.
Такой человек должен быть «трудолюбив, деятелен, чужд корыстолюбия, всегда готов помочь другу и простить врагу', милосерден, добр, совестлив, простосердечен; он должен платить долги и налоги, не заводить ссор и не судиться; держаться в стороне от богатых, знатных и злых...
нс пытаться бороться с ними, надеясь, что рано или поздно они получат возмездие за свои злодеяния».171 Этому идеалу личности, сформулированному римскими ремесленниками на основе своих собственных интересов, не хватает только религиозной оболочки, чтобы стать идеалом христианства.
Большая часть городского римского плебса была объединена в этот период в ремесленные и погребальные коллегии, которые представляли собой непосредственные формы организации его жизнедеятельности.
Все члены коллегий и рабы и свободные были равны внутри этих обществ взаимопомощи и называли друг друга братьями.
В большинстве своем они имели частную собственность, но при этом и сами грудились.
По отношению к патрону коллегии все ее члены были одинаково бесправны.
В обязанности коллегий входили организация совместных трапез, помощь членам, впавшим в нужду, похороны умерших, забота о вдовах и сиротах, отправление ,6* См.
также: I Кор., 3, 10-13; Эф., 3,25; Лк., 6,48 и т.д.
Мы полагаем, что специальный лингвистический анализ новозаветных источников мог бы дать более исчерпывающий материал о социальной базе раннего христианства.
169 См.: Каутский К...
С.373.
170 Сергеенко М.Е.
Ремесленники древнего Рима.
Л., 1968.
С.74.
137

[стр.,138]

религиозных обрядов.
М.М.Кубланов прямо указывает на то, что «формы организации нехристианских коллегий и общин в определенной мере послужили образцом при выработке форм раннехристианской общины».1'2 На наш взгляд, многие новозаветные заповеди и христианские легенды также представляют собой своеобразное, гипертрофированное отражение жизни этих коллегий.
Для типичного римского ремесленника весь античный мир был ограничен рамками коллегии, поэтому и идеальное общество он мыслил как всемирную коллегию.
Рассматривая идеологию прогрессивных групп рабовладельческого общества, Е.М.Штаерман писала: «Их более или менее осознанным идеалом было, видимо, общество, состоящее из мелких трудящихся собственников,
довольных малым и не стремящихся к большому богатству и власти».171 * 173 174 Их идеальное общество это общество, основанное на частной собственности, личном труде и взаимопомощи.
М.Е.Сергеенко, указывая на аналогичные черты их идеала общественной жизни,
174 выделял также самоограничение, почтение к власти, взаимопомощь, честность и т.д.
Но реализация на земле идеала частного преуспевания была невозможна.
Начало II в., т.е.
время принципата, было отмечено последней попыткой стабилизировать социальные процессы рабовладельческого общества.
Монархия стала незыблемой реальностью.
По отношению к этой неограниченной власти, присвоившей себе божественные атрибуты, все слои римского общества оказывались почти так же бесправны, как и рабы по отношению к свободным.
Поэтому пришедшая с Востока мечта об избавлении от гнета при помощи ниспосланного с неба спасителя распространяется и в имущих слоях.
«Повсеместная утрата гражданских идеалов вследствие полного подавления личности государством, ощущение своей политической и гражданской неполноценности
вес это толкает разочарованного и беззащитного человека римской эпохи на поиски духовного утешения и забвения».
175
Расцвет товарных отношений был кратковременным.
Достигнув определенного пика, товарные отношения начинают разлагаться вместе с породившим их рабовладельческим обществом.
Процесс их разложения был обусловлен как внутренними причинами (развитие колонат), так и внешними (нашествия варварских племен).
В упадок приходят промышленность, торговля и связанные с ними товарные 171 Штаерман Е.М.
Мораль и религия угнетенных классов Римской империи.
М., 1961.С.
102.

12 Кубланов М.М.
Возникновение христианства.
Эпоха.
Идеи.
Искания.
М., 1974.
С.114.
173 Штаерман Е.М...С.
146.
174 Сергеенко М.Е.
Из жизни италийских коллегий.
// Вести, древней истории, 1972, N 4.
С.136.

Г5 Елизарова М.М.
Обшина терапевтов.
М., 1972.
С.4-5.
138

[Back]