Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 43]

43 В религиозном христианском сознании сформировался принцип иллюзорного равенства: «Кто будет исполнять волю Божию, тот мне брат и сестра и матерь (Мф., 3, 36) или: «Один у вас Учитель Христос, все же вы братья» (Мф., 23, 8).
Этот принцип имеет еще один немаловажный аспект провозглашение этнического равенства.

Если иудеохристиане считали достойными спасения только евреев, то их «наследники» утверждают, что «нет различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех» (Рим., 10, 12).
«Царство небесное» так же космополитично, как и истинное государство Сенеки.
В общественном идеале раннего христианства складывается представление о равенстве, которое, для того, чтобы стать* светским буржуазным принципом, должно будет пройти процесс секуляризации.
Важной чертой общественного традиционного общества является решение вопроса о власти.
В раннехристианском идеале этот вопрос в явной форме не стоит (да и не может стоять) в силу промежуточного социального положения породившей его группы.

Для римских ремесленников и торговцев, измученных гражданскими войнами I в., одной из самых больших ценностей был мир.
«Ищи мира и стремись к нему» (1 Петр., 3, 11), провозглашали христианские проповедники.
Но стабилизация социальных процессов, создание благоприятных условий для торговли и ремесла были связаны с установлением принципата, а затем и власти императоров.
Поэтому симпатии масс тяготели к монархии.
Поскольку монотеистическая религия также утверждала единого властителя, политические взгляды первых христиан оказались в русле этих настроений.
В начале III в.
Тертуллиан прямо писал, что христиане молятся «об императорах, об их
министрах, о всех властях».1 Способность раннехристианского идеала к трансформации определяется двойственностью социального положения слоев, породивших этот идеал.
С одной стороны, они пусть мелкие, но.«все-таки собственники, а с другой труженики, постоянно испытывающие на себе гнет господствующего класса.
Как
1 Свенцицкая И.С.
Тайные писания первых христиан.
М., 1981.С.91.
[стр. 144]

если и можешь сделаться свободным, то лучше воспользуйся.
Ибо раб.
призванный в господе, есть свободный господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
Вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор., 7, 21-23)».187 При всей своей нетрадиционное ги это наставление не содержит ни малейшей угрозы существующему рабовладельческому строю.
И сущность христианского отношения к проблеме рабства выражает, конечно, не оно.
Для христианства гораздо более характерна следующая заповедь: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести...
Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому, что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные» (1 Тим., 6, 1-2).188 Однако было бы неправильным считать, что проблема свободы и равенства в раннем христианстве нс поднимается вообще.
Все приведенные новозаветные высказывания свидетельствую о том, что христианский общественный идеал утверждает равенство людей, но равенство иллюзорное, отрицательное равенство в царстве божьем всех людей как грешников.
Вульгаризированные стоические идеи телесного подчинения господину и духовного равенства с ним перед всемирным Логосом, подкрепленные практикой ремесленных коллегий (члены которой называли друг друга братьями, но были бесправны перед патроном), в религиозном христианском сознании оформились в принцип иллюзорного равенства: «Кто будет исполнять волю Божию, тот мне брат и сестра и матерь (Мф., 3, 36) или: «Один у вас Учитель Христос, все же вы братья» (Мф., 23, 8).
Этот принцип имеет еще один немаловажный аспект провозглашение этнического равенства.

Нели иудеохристиане считали достойными спасения только евреев, то их «наследники» утверждают, что «нет различия между Иудеем и Эллином, потому что один Господь у всех» (Рим., 10, 12).
«Царство небесное» так же космополитично, как и истинное государство Сенеки.
В общественном идеале раннего христианства складывается представление о равенстве, которое, для того, чтобы стать светским буржуазным принципом, должно будет пройти процесс секуляризации.
Важной чертой общественного традиционного общества является решение вопроса о власти.
В раннехристианском идеале этот вопрос в явной форме не стоит (да и не может стоять) в силу промежуточного социального положения породившей его группы.

В противоположность членам иудеохристианских сект римские товаропроизводители 1X7 Ленцман Я.
А.
Происхождение христианства.
М., 1960.
С.
144-145.
'*8 См.
также: Еф., 6, 5-7; Кол., 3,22-24; Тит., 2,9; Иоан., 13, 16; Мф., 24,45-51.
144

[стр.,145]

были заинтересованы в стабильности существующего государства.
Поэтому новозаветные тексты, и особенно послание Павла к римлянам, изобилует призывами подчиняться властям: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены» (Рим., 13, 1).
«Божественные» книги содержат и угрозы непокорным: «Будут наказаны те, кто презирает начальство и злословит высших» (2 Петр., 2, 10).
Вместе с тем «постоянные призывы к покорности и смирению перед начальством в обоих группах новозаветных посланий свидетельствуют пс только о тенденции к примирению с императорскими властями, но и о том, что среди христиан были еще живучи антиримские традиции Откровения»,189 190 191 которые периодически оживлялись гонениями на христиан.
Для римских ремесленников и торговцев, измученных гражданскими войнами I в., одной из самых больших ценностей был мир.
«Ищи мира и стремись к нему» (1 Петр., 3, 11), провозглашали христианские проповедники.
Но стабилизация социальных процессов, создание благоприятных условий для торговли и ремесла были связаны с установлением принципата, а затем и власти императоров.
Поэтому симпатии масс тяготели к монархии.
Поскольку монотеистическая религия также утверждала единого властителя, политические взгляды первых христиан оказались в русле этих настроений.
В начале III в.
Тертуллиан прямо писал, что христиане молятся «об императорах, об их
190 министрах, о всех властях».
Говоря об особенностях католицизма, В.В.
Розанов указывал на то обстоятельство, что это «личная» церковь, имеющая персонифицированного руководителя в лице папы, 191 реальная политическая власть которого временами затмевала власть императоров.
Способность раннехристианского идеала к трансформации определяется двойственностью социального положения слоев, породивших этот идеал.
С одной стороны, они пусть мелкие, но все-таки собственники, а с другой труженики, постоянно испытывающие на себе гнет господствующего класса.
Как
эксплуатируемые и угнетенные, они восприняли социальные взгляды иудеохристиан.
Черты мировоззрения неимущих потому и сохранились в новозаветных писаниях, что были в определенной степени идеологически близки массе верующих.
Но как представители собственников авторы этих книг, особенно посланий 185 Ленцман ЯЛ.
Происхождение христианства.
М., 1960.
С.
163.
190 Свеицицкая И.С...С.91.
191 См.: В.В.
Розанов.
Около церковных стен.
М., 1995.
С.346-349.
145

[Back]