50 Стремление церкви подчинить общественные процессы своей власти было столь велико, что впервые в истории реальный элемент реального общества сама церковь был провозглашен йдеалом общественного устройства. Это во многом определило противоречивость и лицемерие идеала «града божьего». Идеал первого сословия представлял собой достаточно сложное идеологическое образование, в котором идеализация господствующих отношений скрывается за оболочкой трансформированного раннехристианского идеала. Осуждая в «земном граде» богатство, социальное угнетение, нравственные пороки и т.п., проповедники «града божьего» утверждают и феодальную собственность, и сословное деление общества. Теократический идеал «града божьего» и его модификации выражали сущность мировоззрения целой эпохи, но, несмотря на это они не стали новым этапом в развитии общественного идеала. Феодальный идеал сыграл некоторую роль в обеспечении преемственности между раннехристианским и буржуазным идеалами, однако, в итоге оказался тупиком. Непосредственная связь между этими идеалами, пока еще пунктирно прослеженная, обнаруживается на уровне сознания социальных низов. Но завершение отцами церкви трансформации общественного идеала раннего христианства в феодальный идеал общественного устройства не означало окончательной гибели этого идеала. В Западной Европе социальная база раннехристианского идеала воссоздавалась по мере возрождения городов. Начиная с XII в. города становятся неотъемлемым элементом феодального хозяйства, а бюргерство третьим сословием феодального общества. Происходит быстрое развитие товарных отношений, которые расширяющееся бюргерство воспроизводило в процессе своей жизнедеятельности. Опираясь на раннехристианский идеал, еретики выступали против попыток католической церкви поставить себя между богом и человеком, подчинить себе «земной град». В период классического средневековья борьба бюргерства с церковью, т.е. с первым сословием, была борьбой с феодализмом вообще. .1 |
Дальнейшее развитие общественных отношений позднего средневековья, особенно в Англии, способствовало «развитию товарности сельского хозяйства, складыванию районов товарного земледелия в обоих его видах, обеспечивавших продуктами питания и сырьем... возраставшее городское население, а также развивавшиеся ремесло и торговлю».223 224 Крестьяне, ведущие такое хозяйство, в своей борьбе против огораживания все чаще обращались к раннехристианскому идеалу, утверждаемому идеологами Реформации. Но крестьяне опираются на общественный идеал «царства божьего» именно тогда, когда он начинает утрачивать свою прогрессивность. Вырываясь из-под мировоззренческой «опеки» высших сословий, крестьянство оказывается на идеологических задворках зарождающейся буржуазии. Начиная с XVIII в. оно попадает к ней в полное идеологическое подчинение и остается в русле ее идеалов вплоть до конца XIX в. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что ориентированность средневекового общества во всех сферах его деятельности на образец, норму, идеал определялась как воздействием христианского мировоззрения, так и традициями общинного строя, который у многих европейских народов непосредственно предшествовал феодализму. Стремление церкви подчинить общественные процессы своей власти было столь велико, что впервые в истории реальный элемент реального общества сама церковь был провозглашен идеалом общественного устройства. Это во многом определило противоречивость и лицемерие идеала «града божьего». Идеал первого сословия представлял собой достаточно сложное идеологическое образование, в котором идеализация господствующих отношений скрывается за оболочкой трансформированного раннехристианского идеала. Осуждая в «земном граде» богатство, социальное угнетение, нравственные пороки и т.п., проповедники «града божьего» утверждают и феодальную собственность, и сословное деление общества. Кроме того, «церковь связала натуральное хозяйство со своими религиозными представлениями и на основе последних выработала доя него прочно установленную систему».22'1. Теократический идеал «1рада божьего» и его модификации выражали сущность мировоззрения целой эпохи, но, несмотря на это они не стали новым этапом в развитии 223 Социальная природа средневекового бюргерства ХШ-XVII вв. М., 1979. С.5-6. 224 Эйкен Г... С.462. 161 общественного идеала. Феодальный идеал сыграл некоторую роль в обеспечении преемственности между раннехристианским и буржуазным идеалами, однако в итоге ока*ался тупиком. Непосредственная связь между этими идеалами, пока еще пунктирно прослеженная, обнаруживается на уровне сознания социальных низов. Завершение отцами церкви трансформации обществен нош идеала раннего христианства в феодальный идеал общественного устройства не означало окончательной гибели этого идеала. Он продолжал жить в апокрифической литературе, в первую очередь византийской по своему происхождению, так как сохранение в империи крупных городов в качестве центров ремесла и торговли, а следовательно, и социальной базы идеала раннего христианства было одним из коренных отли'гий генезиса феодализма в Византии по сравнению с другими странами Европы. Являясь мировоззренческим обоснованием народных движений империи, византийская апокрифическая литература выполнила еще одну историческую функцию — стала теоретической основой русских срсссй XIV-XVII вв. В Западной Европе социальная база раннехристианского идеала воссоздавалась но мере возрождения городов. Начиная с XII в. города становятся неотъемлемым элементом феодального хозяйства, а бюргерство третьим сословием феодальною общества. Происходит быстрое развитие товарных отношений, которые расширяющееся бюргерство воспроизводило в процессе своей жизнедеятельности. Примечательно, что ремесленные организации, цехи, гильдии периода раннего средневековья имели сакральный характер и были связаны с языческими культами, т.е., вероятно, были генетически зависимы от римских коллегий. Становление бюргерства сопровождалось возникновением бюргерской ереси, которая выражала интересы этого «обводного канала капиталистического развития».22:1 Ее типичными представителями были Арнольд Брешианский, альбигойцы, Джон Уиклиф и др. Опираясь на раннехристианский идеал, еретики выступали против попыток католической церкви поставить себя между богом и человеком, подчинить себе «земной град». В период классического средневековья борьба бюргерства с церковью, т.е. с первым сословием, была борьбой с феодализмом вообще. Процесс влияния христианского идеата на общественную практику зарождения новою экономического уклада детально исследовался Максом Вебером и теми, кто шел за ним. Поэтому мы обратимся к некоторым положениям веберовской концепции влияний про тестантской этики на дух капи тализма. 162 |