Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 52]

.1 52 вить власть господствующего класса как богоизбранного.
Но рожденный в среде ремесленников и религиозных сект этот идеал проповедует, прежде всего, терпение к страданиям, и путь к счастью лежит через эти страдания.
1.3.
Общественный идеал в эпоху Возрождения и Нового времени.
Своеобразие общественной мысли эпохи Возрождения во многом определяется спецификой городской культуры, на базе которой она возникает, особенностями отражаемых ею интересов и характером жизнедеятельности
бюргеров.
Горожанин, которому раньше Предписывались даже покрой платья и число блюд в праздничные и будничные дни, оказался один на один с
хозяйственной стихией.
Естественно, что в центре его внимания находится отныне
не бог, не природа, а прежде всего он сам человек.
Именно через эту призму он смотрит теперь и на творца, и на природу.
Обращенность человека к самому себе, антропоцентризм, гуманизм самые характерные черты эпохи Возрождения.
Выработанное Ренессансом понимание человека, его природы, оказалось, пожалуй, более важным для становления идеала эпохи, чем сами представления гуманистов об идеальном обществе.

Подход к человеку как природному единству души и тела, восстановление телестности человека в своих правах побуждает мыслителей искать предназначение человека в его собственной природе.
Но для ранних гуманистов и природа вообще, и природа человека все еще творение Бога, и потому выведение целей человеческого существования из природного начала приводит, в конце концов, непосредственно к христианскому Богу.
Этот круг
развертывается только в результате пантеистического (Дж.Бруно) или деистического (Г.Чербери) переосмысления Бога, т.е.
в результате обожествления природы или ее автономизации.
Вместе с тем провозглашение^природы
в качестве первоосновы человечен ской деятельности ставит под вопрос основной принцип ренессансного мировоззрения его антропоцентризм.
Если Сашотати считал, что все живые существа были созданы не ради них самих, но ради человека, один человек был соз
[стр. 165]

тот период, когда он начинает утрачивать свою всеобщность, когда идеализируемой в нем общество тружеников и одновременно мелких собственников исчерпывает себя.
Начинается период первоначального накопления, где на смену простым товарным отношениям приходит их всеобщая форма Земное частное преуспевание разла!ающсгося бюргерства оказывается таким же мифом, как и преуспевание римских ремесленников.
Поэтому протестантизм не только начинает борьбу против католицизма в форме религиозных движений, но сохраняет религиозный идеал «божьего царства» после своей победы.
Томас Мюнцер, выразивший интересы отделяющегося от бюргерства городского плебса, предпринимает попытку сформировать свой образ идеального общества.
Но основного субъекта зарождающегося индустриального общества в промышленно отсталой Германии практически еще не существовало.
Поэтому идеал этого общества зарождается в другой стране, в творчестве мыслителей итальянского Возрождения.
2.2.3.
Становление и развитие либерального общественного идеала Своеобразие общественной мысли эпохи Возрождения во многом определяется спецификой городской культуры, на базе которой она возникает, особенностями отражаемых ею интересов и характером жизнедеятельности 6iopzepoB.
Типичный горожанин того времени но многосторонности своих социальных связей превосходит представителей всех других сословий.
В итальянских городах конца XIV-XV вв.
(Флоренция, Генуя, Венеция и др.) товарные отношения настолько усложняются и уплотняются, а хозяйственная жизнь становится настолько индивидуализированной и изменчивой, что традиционные, корпоративные формы се регламентации оказываются недееспособными и почти повсеместно разрушаются231.
Горожанин, которому раньше предписывались даже покрой платья и число блюд в праздничные и будничные дни, оказался один на один с
этой хозяйственной стихией.
Естественно, что в центре его внимания находится отныне
нс бог, не природа, а прежде всего он сам человек.
Именно через эту призму он смотрит теперь и на творца, и на природу.
Обращенность человека к самому себе, антропоцентризм, гуманизм самые характерные черты эпохи Возрождения.
Выработанное Ренессансом понимание человека, его природы, оказалось, пожалуй, более важным для становления идеала эпохи, чем сами представления гуманистов об идеальном обществе.

165

[стр.,166]

Первые шаги мыслителей Возрождения направлены на реабилитацию земного бытия человека.
Уже дантовскому человеку мало одного небесного рая.
Не порывая окончательно со средневековой традицией, Данте утверждает, что земная и небесная цель людей «царство божие» и «земной град» равноправны, что человек стремится к «двум целям: а именно к блаженству этой жизни, которое осуществляется посредством упражнения собственных сил и представляется в виде земного рая, и к блаженству вечной жизни, состоящему' в паслаждснии созерцания божества, которое нс может быть достигнуто собсгвенными силами...
и понимать его нужно как рай 222 небесный».
Петрарка идет дальше своего великого предшественника, утверждая, что «царство божье» не имеет никакого отношения к интересам живого человека: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же человеческое»733.
Это существование, достойное человека, гуманисты видят в полноте человеческой деятельности, в единстве ее составляющих: духовного и физического.
Мыслители Возрождения восстанавливают разорванное средневековьем душевно-телесное единство человека.
На смену аскетизму, умерщвлению плоти приходят восхищение человеческим телом, его обожествление.
Особенно ярко это проявилось в творчестве Манетти и Альберти.
Человеческое тело становится мерилом красоты не только в живописи и скульптуре, но и в архитектуре.
Подход к человеку как к природному единству души и тела, восстановление телесности человека в своих правах побуждают мыслителей искать предназначение человека в его собственной природе.
Но для ранних гуманистов и природа вообще, и природа человека все еще творение бога, и потому выведение целей человеческого существования из природного начала приводит, в конце концов, непосредственно к христианскому богу.
Этот круг
разрывается только в результате пантеистического (Дж.Ьруно) или деистического (Г.Чербери) переосмысления бога, т.е.
в результате обожествления природы или ее автономизации.
Вместе с тем провозглашение
природы в качестве первоосновы человеческой деятельности ставит под вопрос основной принцип ренессансною мировоззрения его антропоцентризм.
Если Салютати считал, что «все живые существа были созданы не ради них самих, но ради человека, один человек был создан ради человека»,234 если 231 См.:Баткин Л.М.
Данте и его время.
М., 1965.
232 Там же.
С.34.
233 Торфункель А.Х.
Философия эпохи Возрождения.
М., 1980.
С.26.
Цит.
по: Ревякина Н.В.
Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV первой 166

[Back]