Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 53]

53 дай ради человека»,1 если Пико делла Мирандола утверждал: «По одному знаку человека готовы служить ему земля, элементы, животные, небеса, о его спасении пекутся ангелы»,1 2 то М.
Монтень рассматривает человека как одно из равноправных
созданий природы, а взгляды своих итальянских коллег как вздорные амбиции.
«Кто уверил человека, пишет он в своих «Опытах»; что
это изумительное движение небосвода, этот вечный свет, льющийся из величественно вращающихся над его головой светил, этот грозный рокот безбрежного моря, что все это сотворено и существует столько веков только для него?».3 Попытки последовательно обосновать антропоцентризм, индивидуализм ренессанского человека порождают непредвиденное и непреодолимое противоречие.
Однако мыслители эпохи Высокого Возрождения этого противоречия еще
не видели и поэтому Постоянно обращались к абстрактной схеме «человек и его природа», которая могла быть интерпретирована в достаточно широком диапазоне.
Что же касается должного, идеального общества, то его конечная цель, по мнению гуманистов, заключалась в обеспечении всех необходимых условий для реализации человека.
Вопрос состоял только в том, какой реальный социальный субъект подразумевается (хотя, скорее всего, и неосознанно) под этой абстракцией, чьими интересами обусловлено понимание «природы человека».

Наиболее емко сущность понимания человека сформулирована Ф.Рабле в уставе Телемской обители «делай,•'что хочешь».4 Если Рабле лишь провозглашает этот лозунг, то итальянские мыслители пытаются дать ему логическое обоснование.
Наслаждение, польза, личный интерес, выводимые из природных, естественных, т.е.
прирожденных человеку оснований этики, доказывают, по
1 Циг.
по: Ревякина Н.В.
Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV первой половины XVb.
М., 1977.
С.209 2 Цит.
по: Брагина Л.М.
Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.).М.,1983.С.245.

’Монтень.
Опыты.
Т.
1-2.
М., 1997.
С.
141.
.1 'Рабле Ф.
Гаргантюа и Пантагрюэль.
М., 1981.

С.ЗОЗ
[стр. 167]

Пико делла Мираидола утверждал: «Но одному знаку человека готовы служить ему земля, элементы, животные, небеса, о его и спасении пекутся ангелы»,* 235 то М.
Монтень рассматривает человека как одно из равноправных
создании природы, а взгляды своих итальянских коллег как вздорные амбиции.
«Кто уверил человека, пишет он в своих «Опытах», что
эго изумительное движение небосвода, этот вечный свет, льющийся из величественно вращающихся над его головой светил, этот грозный рокот безбрежного моря, что все это сотворено и существует столько веков только для него?»2'6 Попытки последовательно обосновать антропоцентризм, индивидуализм ренессансного человека порождают непредвиденное и непреодолимое противоречие.
Однако мыслители эпохи Высокого Возрождения этого противоречия еще
нс видели и поэтому постоянно обращались к абстрактной схеме «человек и его природа», которая могла быть интерпретирована в достаточно широком диапазоне.
Что же касается должного, идеального общества, то его конечная цель, по мнению гуманистов, заключалась в обеспечении всех необходимых условий для реализации человека.
Вопрос состоял только в том, какой реальный социальный субъект подразумевается (хотя, скорее всего, и неосознанно) под этой абстракцией, чьими интересами обусловлено понимание «природы человека».

Эпоха Возрождения была эпохой становления раннебуржуазных отношений, на мировоззрение ее мыслителей накладывали свой отпечаток прежде всего интересы нарождающейся буржуазии, и первым реальным субъектом, давшим ренессансным представлениям о человеке социальное содержание, был буржуа, который едва начинал сознавать самого себя.
Этот человек в условиях того времени мог выбиться в люди только благодаря своему уму, трудолюбию, хитрости, изворотливости, воле, упорству и другим индивидуальным способностям, которые вовсе не были необходимы представителю феодальной знати.
Поэтому в представлениях о человеке многих мыслителей Возрождения обнаруживаются именно эти черты.
Пожалуй, наиболее емко сущность такого понимания человека сформулирована Ф.Рабле в уставе Телемской обители «делай, что хочешь».237 Если Рабле лишь провозглашает этот лозунг', то итальянские мыслители пытаются половины XV в.
М., 1977.
С.209.
235 Цит.
по: Брагина Л.М.
Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.).
М., 1983.
С.245.

236 Монтень.
Опыты.
Т.
1-2.
М., 1960-1961.
С.141.
23, Рабле Ф.
Гаргантюа и Пантагрюэль.
М., 1981.

С.303.
167

[стр.,168]

дать ему логическое обоснование.
Наслаждение, польза, личный интерес, выводимые из природных, естественных, т.е.
прирожденных человеку оснований этики, доказывают, по
мнению П.Браччолини и Л.Валлы, что основополагающий принцип человеческой деятельности есть стремление к выгоде.
Б.Телезио, хотя и несколько непоследовательно, сводит человеческую природу в конечном счете к самосохранению как главному критерию этических норм и социального устройства общества.
Ф.Патрици определяет человеческую природу на основе понятия «филавтия» (т.е.
любовь к самому себе).
Л Монтень своим призывом: «Сосредоточим на себе и своем собственном благе все наши помыслы и намерения»2'8 окончательно доводит индивидуализм до эгоцентризма и соллинсизма.
«Природа человека» дает моральную санкцию зоологически индивидуалистичному но многим своим параметрам образу жизни буржуа периода первоначального накопления.
Но при этом нельзя упускать из виду мысль о том, что люди этой эпохи не костенели в своем образе жизни, а достаточно быстро вырастали из него.
Прогрессивность утверждаемых ими отношений выразилась в практическом настрое, деятельном характере человека, в сю оптимизме, устремленности в будущее.
Поэтому образ идеальной) раннебуржуазного общества, который складывается на основе рассмотрения идей Валлы, Поджо, Раймонди и др.
(сами они разработкой социальных утопий не занимались), в отдельных чертах своих выходит, на наш взгляд, за рамки более зрелого состояния индустриального общества.
Однако основу его, несомненно, составляют «очищенные от случайностей» зарождающиеся буржуазные отношения.
Частное преуспевание на земле вот предназначение человека.
Первое условие его достижения гуманисты видят в уничтожении феодального произвола, в установлении равенства всех людей перед законом «гражданского равенства».
Этот принцип общественного устройства, по мнению Н.В.Ревякиной, выдвигали многие мыслители Возрождения: Салютати и Бруии, Всрджерио и Барбаро, Минетти и Фруловизи.238 239 Требование формального равенства перед законом означало отрицание сословного закрепления социального неравенства, но не неравенства как таковою.
Например, Л.Бруни считал, что в должном обществе необходимо создавать равные условия и для богатых и для бедных, признавая тем самым обязательность экономического неравенства.
У Ф.Рабле монахов Телемской обители обслуживает огромная армия слуг.
«Неразумно, писал М.Пальмисри, если сапожник стал бы 168 238 Монтень.
Опыты.
Т.
1-2.
М., 1960-1961.
С.ЗОЗ.
239См.: Ревякина Н.В...С.216-233.

[Back]