Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 54]

54 мнению П.Браччолини и Л.Валлы, что основополагающий принцип человеческой деятельности есть стремление к выгоде.
А Монтень своим призывом: «Сосредоточим на себе и своем собственном благе все наши помыслы и намерения» окончательно доводит индивидуализм до эгоцентризма.1 Но при этом нельзя упускать из виду мысль о том, что люди этой эпохи не костенели в своем образе жизнй, а достаточно быстро вырастали из него.
Прогрессивность утверждаемых ими отношений выразилась в практическом настрое, деятельном характере человека, в
его оптимизме, устремленности в будущее.
Частное преуспевание на земле вот предназначение человека.
Первое условие его достижения гуманисты видят в уничтожении феодального произвола, в установлении равенства всех людей перед законом «гражданского равенства».

Требование формального равенства перед законом означало отрицание сословного закрепления социального неравенства, но не неравенства как
такового.
Например, Л.Бруни считал, что в должном обществе необходимо создавать равные условия и для богатых и для бедных, признавая тем самым обязательность экономического неравенства.
У Ф.Рабле монахов Телемской обители обслуживает огромная армия слуг.
«Неразумно, писал
М.Пальмиери, если сапожник стал бы давать советы, как составлять законы, л как руководить государством или каким образом вести воину».
Что же касается стремлении народных масс к ликвидации социального неравенства, то их, с точки зрения мыслителя Возрождения Дж.
Бруно, «не следует брать во
внимание».1 2 3 По Бруно, идеальное государство должно обеспечить сохранность собственности, так как насильственная потеря имущества недопустима.
Идеальное общество это общество собственников, причем не мелких собственников, а владельцев собственности периода ее постепенной концентрации.

1Монтень.
Опыты.
Т.
1-2.
М., 1997.
С.303.
2Античное наследие в культуре Возрождения.
М., 1984.
С.21
3Горфункель А.Х.
Философия эпохи Возрождения.
М., 1980.
С.229.
[стр. 168]

дать ему логическое обоснование.
Наслаждение, польза, личный интерес, выводимые из природных, естественных, т.е.
прирожденных человеку оснований этики, доказывают, по мнению П.Браччолини и Л.Валлы, что основополагающий принцип человеческой деятельности есть стремление к выгоде.
Б.Телезио, хотя и несколько непоследовательно, сводит человеческую природу в конечном счете к самосохранению как главному критерию этических норм и социального устройства общества.
Ф.Патрици определяет человеческую природу на основе понятия «филавтия» (т.е.
любовь к самому себе).
Л Монтень своим призывом: «Сосредоточим на себе и своем собственном благе все наши помыслы и намерения»2'8 окончательно доводит индивидуализм до эгоцентризма и соллинсизма.
«Природа человека» дает моральную санкцию зоологически индивидуалистичному но многим своим параметрам образу жизни буржуа периода первоначального накопления.
Но при этом нельзя упускать из виду мысль о том, что люди этой эпохи не костенели в своем образе
жизни, а достаточно быстро вырастали из него.
Прогрессивность утверждаемых ими отношений выразилась в практическом настрое, деятельном характере человека, в
сю оптимизме, устремленности в будущее.
Поэтому образ идеальной) раннебуржуазного общества, который складывается на основе рассмотрения идей Валлы, Поджо, Раймонди и др.
(сами они разработкой социальных утопий не занимались), в отдельных чертах своих выходит, на наш взгляд, за рамки более зрелого состояния индустриального общества.
Однако основу его, несомненно, составляют «очищенные от случайностей» зарождающиеся буржуазные отношения.
Частное преуспевание на земле вот предназначение человека.
Первое условие его достижения гуманисты видят в уничтожении феодального произвола, в установлении равенства всех людей перед законом «гражданского равенства».

Этот принцип общественного устройства, по мнению Н.В.Ревякиной, выдвигали многие мыслители Возрождения: Салютати и Бруии, Всрджерио и Барбаро, Минетти и Фруловизи.238 239 Требование формального равенства перед законом означало отрицание сословного закрепления социального неравенства, но не неравенства как таковою.
Например, Л.Бруни считал, что в должном обществе необходимо создавать равные условия и для богатых и для бедных, признавая тем самым обязательность экономического неравенства.
У Ф.Рабле монахов Телемской обители обслуживает огромная армия слуг.
«Неразумно, писал
М.Пальмисри, если сапожник стал бы 168 238 Монтень.
Опыты.
Т.
1-2.
М., 1960-1961.
С.ЗОЗ.
239См.: Ревякина Н.В...С.216-233.


[стр.,169]

давать советы, как составлять законы, как руководить государством или каким образом вести войну».
Что же касается стремлений народных масс к ликвидации социального неравенства, то их, с точки зрения мыслителя Возрождения Дж.
Бруно, «не следует брать во
внимание».240 241 242 В своем отношении к частной собственности гуманисты лишены лицемерия их средневековых предшественников.
По Бруно, идеальное государство должно обеспечить сохранность собственности, так как насильственная потеря имущества недопустима.
Идеальное общество это общество собственников, причем не мелких собственников, а владельцев собственности периода ее постепенной концентрации.

Поэтому в оценке богатства гуманисты порывают не только со средневековой, но и с раннехристианской традицией, не только оправдывают его, но и создают его апологетику.
В диалоге Поджо «Об алчности» один из его участников, Лоски, отвергает мелкое хозяйство, предназначенное для минимального удовлетворения потребностей, как не соответствующее человеческой природе.
Он полагает, что про1рессивное развитие общества может базироваться только на жажде наживы, на стремлении к безграничному богатству, которое открывает, говоря современным языком, возможности для расширенного производства.
Понимая, что богатство одних оборачивается бедностью других «нет никакой прибыли без чьего-нибудь ущерба, 242 когда у одного увеличивается доход, у другого он уменьшается», он все-гаки считает, что именно богатые люди и есть соль земли.
Примечатсльпо, что в этом споре Лоски апеллирует не столько к логическим построениям, сколько к жизненным примерам своего времени.
Идеальной формой государственного правления сторонники ренессансной интерпретации человека считают республику, управляемую пополанами, т.е.
ремесленниками и торговцами, ибо такая форма правления достаточно дешева и создает возможность сочетания политических и хозяйственных интересов.
Как известно, мыслители Возрождения постоянно обращались к античному наследию, видя в нем источник гуманистических идей и критерий истинности своих взглядов.
Тем показательнее, что и Л.Бруни в «Жизнеописании Аристотеля» и Дж.Бруно в диалоге «О героическом энтузиазме» прямо высказываются против 240 Античное наследие в культуре Возрождения.
М., 1984.
С.21.

241 Горфункель Л.Х.
Философия эпохи Возрождения.
М., 1980.
С.229.
242 Цит.
по: Рсвякина Н.В...С.
216.
169

[Back]