Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 59]

•' 59 ства и братства, именно ради пользы «природный человек» ограничивает свой крайний индивидуализм.
Разумеется, было бы большой несуразицей считать мыслителей Просвещения лицемерами, сознательно выдающими частные интересы за всеобщие.
Они искренне верили во всеобщее благоденствие, основанное на пользе.
Противоречивость их построений могла обнаружиться и обнаруживалась всякий раз в попытках их воплощения в общественной практике.

Идеал, вырастающий из под пера Просветителя, источал исторический оптимизм, поэтому, он мог впоследствии многократно увлекать за собой народные массы на борьбу с феодализмом.
Одну из первых попыток преодолеть
ограниченность идеала Возрождения, ввести эгоизм в разумные рамки предпринимает Ф.Бэкон.
Он распространяет выводы своей гносеологической концепции о «плодоносном» и «светоносном» знании на общественную жизнь в целом.
Человеческий опыт, по Бэкону, подсказывает, что нужно не гнаться за сиюминутной пользой, а создавать коренные условия длительного благополучия естественнонаучные знания и технику.
На их основе строится счастье жителей бэконовского Бенсалема.
Философ гениально угадывает и
идеадизирует существеннейшие условия буржу азного индустриального общества.
Он впервые рассматривает промышленность и технику в качестве компонентов идеального бытия.
Он же и гипертрофирует их значение, создавая, по сути дела, первый технократический
идеал.
Считая, что названных выше условий достаточно для обеспечения счастливой жизни, Бэкон враждебно относится ко всяким социальным преобразованиям.
Общественный строй его идеального общества
«Новой Атлантиды» не меняется на протяжении тысячелетий.
В нем сохраняются сословия и королевская
власть.1 В этом Бэкон сын эпохи абсолютизма.
Для
дальнейшего развития идеала общественного устройства необходимо было преодолеть и технократи См.: Бэкон Ф.
Соч.
В 2-х т.
М, 1978.
Т.2.С.498-501.
[стр. 177]

в этом обществе, но на своем, отведенном ему месте.
В этом и широта буржуазного идеала и его социальная ограниченность.
Кстати, и само понимание благоденствия обусловливалось исторической спецификой субъекта идеала.
Можно без преувеличения сказать, что содержание развернутой формы идеала частного преуспевания сводится в конечном счете к «пользе».
Именно из нее выводятся высокие принципы свободы, равенства и братства, именно ради пользы «природный человек» ограничивает свой крайний индивидуализм.
Разумеется, было бы большой несуразицей считать мыслителей Просвещения лицемерами, сознательно выдающими частные интересы за всеобщие.
Они искренне верили во всеобщее благоденствие, основанное на пользе.
Противоречивость их построений могла обнаружиться и обнаруживалась всякий раз в попытках их воплощения в общественной практике.

Вырастающий из под пера Просветителя идеал источат исторический оптимизм, поэтому он и мог впоследсгвии многократно увлекать за собой народные массы на борьбу с феодализмом.
Одну из первых попыток преодолеть
01раниченность идеала Возрождения, ввести эгоизм в разумные рамки предпринимает Ф.Бэкоп.
Он распространяет выводы своей гносеологической концепции о «плодоносном» и «светоносном» знании на общественную жизнь в целом.
Человеческий опыт, по Бэкону, подсказывает, что нужно не гнаться за сиюминутной пользой, а создавать коренные условия длительного благополучия естественнонаучные знания и технику.
На их основе строится счастье жителей бэконовского Бенсалема.
Философ гениально угадывает и
идеализирует существеннейшие условия буржуазного индустриального общества.
Он впервые рассматривает промышленность и технику в качестве компонентов идеального бытия.
Он же и гипертрофирует их значение, создавая, по сути дела, первый технократический
идеаг.
Считая, что названных выше условий достаточно для обеспечения счастливой жизни, Бэкон враждебно относится ко всяким социальным преобразованиям.
Общественный строй его идеального общества
«Повой Атлантиды» нс меняется на протяжении тысячелетий.
В нем сохраняются сословия и королевская
власть.255 В этом Бэкон сын эпохи абсолютизма.
Для
датьнейшего развития идеала общественного устройства необходимо было преодолеть и технократическую односторонность взглядов Бэкона и его пренебрежение к «естественным правам» буржуазии.
Если сегодня приходится сталкиваться с иллюзиями насчет того, что 177

[Back]