Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 61]

61 Люди вели мирную жизнь, подчиняясь разумным по своей природе законам «естественного» права.
Принцип свободы действий человека, покуда они не мешают осуществлению «естественных» прав других людей, был выдвинут еще Гоббсом.
Но у него этот
принцип применим только к общественному состоянию людей.
По Локку, разум усматривает свою пользу в соблюдении прав
дру.1 того человека еще в дообщественном состоянии, когда люди пользовались полной свободой, имели собственность и сами распоряжались ею, а «естественнее» неравенство не могло перерасти в соци&тьное.' Рисуя эту картину, Локк изображает на самом деле идеализированный образ жизни современной ему английской буржуазии, которая начинает превращаться в господствующий класс.
Поэтому у него размыта граница между идеальным и реальным обществом, нет качественного скачка при переходе от естественного состояния к общественному.
Последнее возникает лишь в целях более устойчивого и законного обеспечения мира, охраны собственности.
Локк отводит государству функцию
«ночного сторожа».
Если государственная власть не выполняет возложенные на нее обязанности, то подданные государства могут расторгнуть договор и заменить ее более совершенной.
Сам Локк допускал в идеальном обществе как конституционную монархию с разделением власти, так и республику.
Представления Локка об идеальном обществе, правда,
не объединенные в обобщающем образе, подводят итог борьбы английской буржуазии за политическую власть, выражают сущность концепции либерализма.
Общественное состояние в локковском понимании обеспечивает все необходимые условия для частного преуспевания.
Идеал Локка практически не нуждался в гносеологической доработке для того, чтобы стать идеалом общественного устройства индустриального общества и тем самым общественным идеалом.
Но в начале XVIII в.
на исторической арене еще не было политической силы, которая сделала бы его орудием революционного преобразования общества.
Английская
1 1См.
Локк Д.
Избр.
филос.
произв.
В 2-х т.
М.,1960.
Т.2 С.7.
[стр. 179]

состояния в общественное объективно совпадает с этими конкретно-историческими интересами.
Ради установления такого государства каждый человек должен, по Гоббсу, полностью отчуждать свои «естественные» права, свою свободу в пользу правителя, монарха, который со своей стороны обязан заботиться о мире и благе своих подданных.
Идеальному государству «Левиафану» — философ дает антропоморфную трактовку, представляя его в качестве «искусственного человека», священного животного, биологические органы которого выполняют определенные государственные функции, проистекающие из пользы государства и «естественных» законов.
Эти законы включают в себя равенство прав граждан, уважение к собственности, стремление к миру и т.д.
Выдвигая свой идеал, Гоббс пытался «совместить абсолютистскую форму суверенной государственной власти, унаследованную от феодальной эпохи и соответственно усовершенствованную, с буржуазным содержанием политики этой власти».259 Но такой идеал, подобно идеалу Ф.Бэкона, не может стать общественным идеалом, поскольку он в ущерб все тем же «естественным» правам преувеличивает значение другого элемента индустриального общесгва государства.
Преодоление односторонности, а, следовательно, и внутренней противоречивости этих идеалов связано с именем Д.Локка.
Английской буржуазии было достаточно века политической борьбы и двух революций для того, чтобы осознать связь между своими индивидуальными и корпоративными интересами.
К XVIII в.
проблема ограничения эгоизма была практически исчерпана.
«Обросший» собственностью буржуа был заинтересован уже не столько в «естественном» праве на произвол, сколько в защите от политического произвола.
По словам И.С.Нарского, буржуазный «здравый смысл» «восстал против вмешательства государства в дела частных дельцов, но требовал от него, чтобы оно защищало бизнесменов как от самоволья диктаторов, так и от «бунтарства» угнетенных народных масс».260 В отличие от концепции Гоббса отправная точка рассуждений Локка естественное состояние не представляло собой «войны всех против всех».
Люди вели мирную жизнь, подчиняясь разумным по своей природе законам «естественного» права.
Принцип свободы действий человека, покуда они не мешают осуществлению «естественных» прав других людей, был выдвинут еще Гоббсом.
Но у него этот
Просвещения.
259 Политические учения: история и современность.
М., 1976.
С.310.
260 Царский И.С.
Западноевропейская философия XVIII века.
М., 1973.
С.81.
179

[стр.,180]

принцип применим только к общественному состоянию людей.
По Локку, разум усматривает свою пользу в соблюдении прав
другою человека еще в дообщественном состоянии, когда люди пользовались полной свободой, имели собственность и сами распоряжались ею, а «естественное» неравенство не могло перерасти в социальное.261 Рисуя эту картину, Локк изображает на самом деле идеализированный образ жизни современной ему английской буржуазии, которая начинает превращаться в господствующий класс.
Поэтому у него размыта граница между идеальным и реальным обществом, нет качественного скачка при переходе от естественного состояния к общественному.
Последнее возникает лишь в целях более устойчивого и законного обеспечения мира, охраны собственности.
Локк отводит государству функцию
«ночною огорожа».
«Общественный договор», по его мнению, заключается между гражданами и состоит в отчуждении лишь одного из их «священных прав» самостоятельной охраны этих прав.
Остальные же права (собственность, свобода и т.д.) принципиально нс могут бьггь отчуждены от личности.
Свобода, по Локку, это «свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и нс быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».262 Если государственная власть не выполняет возложенные на нее обязанности, то подданные государства могут расторгнуть договор и заменить ее более совершенной.
Сам Локк допускал в идеальном обществе как конституционную монархию с разделением власти, так и республику.
Представления Локка об идеальном обществе, правда,
нс объединенные в обобщающем образе, подводят итог борьбы английской буржуазии за политическую власть, выражают сущность концепции либерализма.
Общественное состояние в локковском понимании обеспечивает все необходимые условия для частного преуспевания.
Идеал Локка практически не нуждался в гносеологической доработке для того, чтобы стать идеалом общественного устройства индустриального общества и тем самым общественным идеалом.
Но в начале XVIII в.
на исторической арене еще не было политической силы, которая сделала бы его орудием революционного преобразования общества.
Английская
буржуазия шла к достижению своих стратегических целей путем политического компромисса, а французское третье сословие еще нс исчерпало возможности своего развития в рамках абсолютизма.
г<л См.
Локк Д.
Избр.
филос.
произв.
В 2-х т.
М.,1960.
Т.2 С.7.

262 Там же: С.
17.
180

[Back]