62 буржуазия шла к достижению своих стратегических целей путем политического компромисса, а французское третье сословие еще не исчерпало возможности своего развития в рамках абсолютизма. Представления мыслителей XVII в. о совершенном обществе имели большое значение для становления не только содержания, но и формы идеала Просвещения. С позиции декартовского рационализма эти философы считали, что знание о чертах будущего общества (как и любое другое знание) должно быть полным, вечным и неизменным, должно логически выводиться с помо.1 щью разума из самой природы человека. Поэтому интуитивно сложившимся метафизическим представлениям о том, что идеальное общество вечно и неизменно в своем совершенстве, они дают теоретическое обоснование. Провозглашаемое ими тождество законов разума и законов природы порождает гносеологический оптимизм относительно достижимости общественного идеала. Локк еще более усиливает его, стирая принципиальную разницу между естественным и общественным состояниями. Реализация идеала понимается теперь как результат конкретного исторического акта, который приведет общество в «царство разума». л Процесс формирования идеалов общественного устройства мыслителями средневековья и Нового времени вплоть до середины XIX в. отличала та особенность, что, критикуя реальную действительность, они искали истоки совершенного общества не в этой действительности, а в теоретическом осмыслении прошлого. Французские просветители в этом отношении не были исключением, хотя потребность в новых принципах непосредственно вытекало из практики экономической жизни. Принято считать, что взгляды французских материалистов на общество, особенно идеи Кондильяка и Гельвеция, ведут свое происхождение от концепд ции Локка. Но, желая применить идеализацию естественного состояния к французской предреволюционной действительности, они расположили между естественным и идеальным состоянием еще одно «извращенное состояние», состояние современного им деспотического общества. Это общество, по мне |
Представления мыслителей XVII в. о совершенном обществе имели большое значение для становления не только содержания, но и формы идеала Просвещения. С позиции декартовского рационализма эти философы считали, что знание о чертах будущего общества (как и любое другое знание) должно быть полным, вечным и неизменным, должно логически выводиться с помощью разума из самой природы человека. Поэтому инту итивно сложившимся метафизическим представлениям о том, что идеальное общество вечно и неизменно в своем совершенстве, они дают теоретическое обоснование. Провозглашаемое ими тождество законов разума и законов природы порождает гносеологический оптимизм относительно достижимости общественного идеала. Локк еще более усиливает его, стирая принципиальную разницу между естественным и общественным состояниями. Реализация идеала понимается теперь как результат конкретного исторического акта, который приведет общество в «царство разума». Лейбниц логически развивает этот подход и доводит оптимизм до рационалистического абсурда, объявляя совершенной реальную действительность и тем самым, вступая в противоречие уже не только со здравым смыслом и опытом, но и с интересами буржуазии. Необходимо было провести различие между полуфеодальной действительностью и идеалом, не утратив при этом способности последнего превратиться со временем в действительность. Как известно, блестящая критика теории всеобщего оптимизма была дана Вольтером в повести «Кандид». Вообще вклад Вольтера в формирование идеала Просвещения состоит не столько в разработке позитивных идей, сколько в своего рода расчистке мест для этого идеала в сознании французского общества, в критике пороков абсолютизма. Процесс формирования идеалов общественного устройства мыслителями средневековья и Нового времени вплоть до середины XIX в. отличала та особенность, что, критикуя реальную действительность, они искали истоки совершенного общества не в этой действительности, а в теоретическом осмыслении прошлого. Французские просветители в этом отношении не были исключением, хотя потребность в новых принципах непосредственно вытекало из практики экономической жизни. Так, например, финансовая деятельность Д.Ло во Франции в начале XVIII в. (создание кредитной системы, организация акционерной компании, биржевые спекуляции и т.д.) на деле уравнивала-разоряла и ассоциировала аристократов и буржуа, ремесленников и крестьян, способствовала стиранию сословных перегородок, обосновывала формальное равенство. 181 Принято считать, что взгляды французских материалистов на общество, особенно идеи Кондильяка и Гельвеция, ведут свое происхождение от концепции Локка. Но, желая применить идеализацию естественного состояния к французской предреволюционной действительности, они расположили между естественным и идеальным состоянием еще одно «извращенное состояние», состояние современного им деспотического общества. Это общество, по мнению Гельвеция, возникает в результате того, что правители выдают свои «искусственные» страсти и интересы за общественное благо, всеобщую пользу.263 Основным средством достижения идеального состояния общества Гельвеций и Гольбах считают установление идеальных законов на основе просвещения, освобождения людей от ложных взглядов. С помощью таких законов можно укротить «искусственные» страсти и обеспечить счастливую жизнь для всех людей. Наиболее ложной, а значит, и самой вредной системой взглядов, с точки зрения Гольбаха, является религия. Она несовместима с идеальным обществом и в этом Гольбах последовательнее, большинства мыслителей Просвещения, считавших необходимым сохранить религию в той или иной форме. Связывая свои надежды на возрождение идеального общества с просвещением, 1 ольбах предопределяет тем самым эволюционный путь становления этого общества. «Более совершенная политика, пишет философ, может возникнуть только как медленно вызревающий плод опыта веков; постепенно она оздоровит человеческие учреждения, сделает их более разумными, а, следовательно, граждан — более счастливыми».264 Однако, принимая во внимание исторический опыт, Гольбах нс отрицает законности и революционного пути. В целом взгляды французских просветителей на идеальное общество демократичнее взглядов их английского учителя, хотя народ, «о котором при каждом удобном случае они готовностью вспоминали, в действительности был им совершенно неизвестен».265 Демократизм взглядов французских философов определяется тем, что для устранения абсолютизма, преграждающего дорогу в «царство разума», необходимо было единство всех антифеодальных ешь Поэтому идеал французского Просвещения отражал коренные интересы не только крупной буржуазии, но и значительной части всего третьего сословия. 263 См.: Гельвеций К.А. Соч. В 2-х т. М.,1973. Т.1. С.375. 264 Гольбах П.Л. Избр. произв. В 2-х т. М., 1963. Т.2. С.86. 265 Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.. 1978. С.51. 182 |