Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 63]

63 нию Гельвеция, возникает в результате того, что правители выдают свои «искусственные» страсти и интересы за,общественное благо, всеобщую пользу.1 Основным средством достижения идеального состояния общества Гельвеций и Гольбах считают установление идеальных законов на основе просвещения, освобождения людей от ложных взглядов.
С помощью таких законов можно укротить «искусственные» страсти и обеспечить счастливую жизнь для всех людей.
Наиболее ложной, а значит, и самой вредной системой взглядов, с точки зрения Гольбаха, является религия.
Она несовместима с идеальным обществом и в этом Гольбах последовательнее большинства мыслителей Просвещения, считавших необходимым сохранить .религию в той или иной форме.

В целом взгляды французских просветителей на идеальное общество демократичнее взглядов их английского учителя, хотя народ, «о котором при каждом удобном случае они готовностью вспоминали, в действительности был им совершенно
неизвестен».7 Демократизм взглядов французских философов определяется тем, что для устранения абсолютизма, преграждающего дорогу г «царство разума», необходимо было единство всех антифеодальных сил.
Поэтому идеал французского Просвещения отражал коренные интересы не только крупной буржуазии, но и значительной части всего третьего сословия.

Исходя их этих интересов, французские философы решали проблему соотношения личности и общества.
Гельвеций считал, что в идеальном обществе ни один индивид не должен жертвовать своими интересами ради пользы
общества.1 2 3 Как отмечает В.Н.Кузнецов, «гармония личных и общественных интересов, соединение пользы каждого индивида с пользой для всех были неотъемлемыми чертами социального идеала Гольбаха».4 1См.: Гельвеций К.А.
Соч.
В 2-х т.
М.,1973.
Т.1.
С.375.
2
Манфред А.З.
Три портрета эпохи Великой французской революции.
М., 1978.
С.51
3 Г ельвеций К.А...С.413, 4 Кузнецов В.Н.
Французский материализм XVIII в.
М., 1981.
С.243.
[стр. 182]

Принято считать, что взгляды французских материалистов на общество, особенно идеи Кондильяка и Гельвеция, ведут свое происхождение от концепции Локка.
Но, желая применить идеализацию естественного состояния к французской предреволюционной действительности, они расположили между естественным и идеальным состоянием еще одно «извращенное состояние», состояние современного им деспотического общества.
Это общество, по мнению Гельвеция, возникает в результате того, что правители выдают свои «искусственные» страсти и интересы за общественное благо, всеобщую пользу.263 Основным средством достижения идеального состояния общества Гельвеций и Гольбах считают установление идеальных законов на основе просвещения, освобождения людей от ложных взглядов.
С помощью таких законов можно укротить «искусственные» страсти и обеспечить счастливую жизнь для всех людей.
Наиболее ложной, а значит, и самой вредной системой взглядов, с точки зрения Гольбаха, является религия.
Она несовместима с идеальным обществом и в этом Гольбах последовательнее, большинства мыслителей Просвещения, считавших необходимым сохранить религию в той или иной форме.

Связывая свои надежды на возрождение идеального общества с просвещением, 1 ольбах предопределяет тем самым эволюционный путь становления этого общества.
«Более совершенная политика, пишет философ, может возникнуть только как медленно вызревающий плод опыта веков; постепенно она оздоровит человеческие учреждения, сделает их более разумными, а, следовательно, граждан — более счастливыми».264 Однако, принимая во внимание исторический опыт, Гольбах нс отрицает законности и революционного пути.
В целом взгляды французских просветителей на идеальное общество демократичнее взглядов их английского учителя, хотя народ, «о котором при каждом удобном случае они готовностью вспоминали, в действительности был им совершенно
неизвестен».265 Демократизм взглядов французских философов определяется тем, что для устранения абсолютизма, преграждающего дорогу в «царство разума», необходимо было единство всех антифеодальных ешь Поэтому идеал французского Просвещения отражал коренные интересы не только крупной буржуазии, но и значительной части всего третьего сословия.
263 См.: Гельвеций К.А.
Соч.
В 2-х т.
М.,1973.
Т.1.
С.375.
264
Гольбах П.Л.
Избр.
произв.
В 2-х т.
М., 1963.
Т.2.
С.86.
265 Манфред А.З.
Три портрета эпохи Великой французской революции.
М..
1978.
С.51.

182

[стр.,183]

Исходя их этих интересов, французские философы решали проблему соотношения личности и общества.
Гельвеций считал, что в идеальном обществе ни один индивид не должен жертвовать своими интересами ради пользы
общества.266 Как отмечает В.Н.Кузнецов, «гармония личных и общественных интересов, соединение пользы каждого индивида с пользой для всех были неотъемлемыми чертами социального идеала 1’ольбаха».267 Действительно, сторонники кардинальных перемен ставят вопрос о необходимости гармоничных отношений в обществе.
Но эту гармоничность они ограничивают исключительно «пользой», в соответствии с которой буржуа полезен наемному рабочему, гак как предоставляет ему работу.
Богатство взаимоотношений конкретного общества, живущего бурной и противоречивой жизнью в итоге сводится к одному, хотя и существенно важному отношению.
Тенденция развития всеобщей формы товарноденежных отношений и легла в основу буржуазного идеала, который получил классически завершенную форму благодаря теоретической деятельности французских просветителей.
Свое непосредственное выражение общественный идеал нашел, на наш взгляд, в манифесте восставшего народа Франции в «Декларации прав человека и гражданина», которая провозгласила священными буржуазные права: «Все люди рождаются и пребывают свободными и равными перед законом».
Идеальное общество не мыслилось без частной собственности.
И даже эгалитаристски настроенный Марат в своем проекте «Декларации...» наряду с правами на жизнь и личную свободу утверждает и «права собственности, которые включают в себя мирное пользование тем, чем обладаешь».268 269 Место человека в обществе было определено в «Декларации...» 1789 г.
следующим образом: «Свобода состоит в праве делать все то, что не вредит другому; таким образом, осуществление каждым человеком его собственных прав не имеет никаких других границ, кроме тех, которые обеспечивают другим членам общества пользование такими же правами»." Тем самым завершился процесс становления либерального общественного идеала, или, как теперь принято говорить, идеала индустриального общества, вошедшего в историю во всей своей широте и в своей ограниченности.
Правда, уже в процессе формирования идеала и в процесс его реализации были 7М Гельвеций К.А...С.413.
267 Кузнецов В.Н.
Французский материализм XVIII в.
М., 1981.
С.243.

268 Марат Ж.П.
Памфлеты.
М., 1937.
С.
18-19.
269 Декларация прав человека и гражданина.
М.,1925.
С.З.
183

[Back]