Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 65]

65 историчны, и в этом смысле правление Директории явилось закономерным возвращением Франции на почву эволюционного развития.
Подводя итоги анализа процесса развития либерального общественного идеала, можно сделать вывод, что «царство разума» явилось действительным выражением тенденции развития прогрессивных капиталистических общественных отношений, увиденных через призму интересов буржуазии.
Великая французская революция поставила своей практической целью осуществление этого царства на земле, но в итоге лишь показала его абстрактность, формальность, недостижимость.
Обещая частное преуспевание всем, идеальное общество не могло гарантировать его каждому представителю даже господствующего класса.
Священность идеала, формировавшегося на протяжении тысячелетий, быстро поблекла в течение двух пограничных десятилетий
ХУШ-ХIX вв.
Кризис идеала Просвещения означал не просто (как это бывало раньше) стихийный возврат к предшествующему типу идеала.
Принцип всеобщей «полезности» сознательно использует религию как способ воздействия на сознание масс.
Для того чтобы индивиды, которых промышленная революция часто ставила во все более тяжелые
жизненнее условия, смирились со своим положением, им нужно было слышать голос религии, обещающий вознаградить их за невзгоды в этой жизни счастьем в другом мире.
Те, кто, следуя своим интересам, еще недавно отвергал религию, очень быстро пытался возродить ее как один из способов удовлетворения этих же интересов.

1.4.
Общественный идеал в современной Европе Общественный идеал «царства разума» определил одно из основных направлений европейской общественной мысли на два с лишним столетия.
Даже критическая реакция на
него по началу представляла собой абсолютизацию одной из его основ.
В частности, индивидуалистической реакцией на
несостоявшийся рационализм социального идеала Просвещения можно считать те постулаты «философии жизни», которые были направлены против, пока еще очень
[стр. 184]

предприняты попытки преодолеть эту ограниченность.
Руссо в своем последовательном демократизме требовал не только юридического, но и реального равенства между людьми, а основу этого равенства он видел в мелкой частной собственности.
Руссо воссоздает никогда не существовавший на самом деле, мелкобуржуазный по своей сущности идеал античности, идеализирует уже изжившие себя отношения.
Пока авторы либерального идсата обещали счастье всем, не задумываясь над конкретными средствами его достижения, они были только утопистами.
Руссо, предлагая в качестве такого средства равенство имущества, жизнь на природе и пользование только плодами своего труда, становится при всей революционной направленности его взглядов не только утопистом, но и консерватором.
Робеспьер и Ссн-Жюст, пытаясь воплотить «античный» образец Руссо в практике якобинской диктатуры, в конце концов обеспечили проведение последовательно буржуазных преобразований.
Но их конечные цели были антиисторичны, и в этом смысле правление Директории явилось закономерным возвращением Франции на почву эволюционного развития.
Подводя итоги анализа процесса развития либерального общественного идеала, можно сделать вывод, что «царство разума» явилось действительным выражением тенденции развития прогрессивных капиталистических общественных отношений, увиденных через призму интересов буржуазии.
Великая французская революция поставила своей практической целью осуществление этого царства на земле, но в итоге лишь показала его абстрактность, формальность, недостижимость.
Обещая частное преуспевание всем, идеальное общество не могло гарантировать его каждому представителю даже господствующего класса.
Священность идеала, формировавшегося на протяжении тысячелетий, быстро поблекла в течение двух пограничных десятилетий
XVIII-XIX вв.
Кризис классического либерального идеала порождает целый букет суррогатов, которые представляют собой гипертрофированное выражение той или иной его стороны.
Утраченную историческую перспективу искали и в крайнем индивидуализме и в потребительстве, сводя содержание преуспевания к одному его элементу потреблению.
Одним из последствий девальвации идеала Просвещения была весьма широкая реставрация религиозной формы идеала частного преуспевания.
«В полдень своей жизни буржуазия начинает мечтать о ночи», пишет французский философ Ги 184

[стр.,185]

Весе.270 Кризис идеала Просвещения означат не просто (как это бывало раньше) стихийный возврат к предшествующему типу идеала.
Принцип всеобщей «полезности» сознательно использует религию как способ воздействия на сознание масс.
Для того чтобы индивиды, которых промышленная революция часто ставила во все более тяжелые
жизненные условия, смирились со своим положением, им нужно было слышать голос религии, обещающий вознаградить их за невзгоды в этой жизни счастьем в другом мире.
Те, кто, следуя своим интересам, еще недавно отвергал религию, очень быстро пытался возродить ее как один из способов удовлетворения этих же интересов.

2.3.
Специфика генезиса общественного идеала в России Большая часть теоретической схематики первой главы, анализ истории развития общественного идеала во второй главе построены на материале европейской истории и европейской общественной мысли как таковой.
Естественно, что полученные в результате выводы могут быть эффективным методологическим инструментом исследования процесса функционирования общественного идеала в массовом сознании современной России только в том случае, если они будут адаптированы к специфическим условиям российской реальности, и к эволюции мировоззрения основных субъектов ее истории.
Если российскую специфику рассматривать не с позиций мифотворчества, а с позиций конкретно-историческот анализа, то применительно к целям нашего исследования необходимо выделить ряд моментов, обуславливающих эту специфику.
Важно помнить, например, что приблизительно с конца XVII в.
российская общественная мысль развивается сначала во внутреннем, а затем в прямом диалоге с общественной мыслью Запада.
Она либо впитывала, ассимилировала ее идеи, либо сопротивлялась идеологической экспансии Запада.
Этот мировоззренческий контекст оказывал иногда значительно большее влияние на становление той или иной системы взглядов, чем реалии самого наличного российского бытия.
Эволюция субъекта общественного идеала в России гоже заметно отличается от того, как этот процесс происходил в Западной Европе.
Абсолютизм в России распространялся на все без исключения сферы общественной жизни.
Церковь всегда находилась в экономической зависимости от государства и никогда не взлетала до тех 270 Бссс Г.
«Полезность» как основное понятие Просвещения.
// Вопр.
философии, 1972, № 4.
С.112.
185

[стр.,208]

□ Принцип частного преуспевания был не характерен для большинства социальных идеалов сказались и традиции абсолютизма, и заветы православия.
Самым распространенным, для одних сознательным, а для других вынужденным выбором, был выбор жить по Правде, то есть по справедливости.
□ Для всех сословий и социальных групп было характерно не рационализированное, а полумистическое, построенное на вере отношение к идеалам общественного устройства.
Восприятие идеала в рамках мифологического сознания придавало ему психологическую устойчивость, которую очень трудно было поколебать вербальным и даже грубым физическим воздействием на человека.
□ Принцип «народности» в официальном идеале носил не этническую, а государственную окраску.
Россияне изначально идентифицировали себя нс с нацией, а с державой многонациональным государством.
Абсолютизм не оставлял свободы выбора.
Царь отец всею народа, а подданные царя, вне зависимости от их этнической принадлежности, воспринимали себя прежде всего как дети, подданные и холопы государя.
□ Идея мессианства русского народа прочно вошла в ткань массового сознания.
Гумилев справедливо отмечает, что «...Способность жертвовать собой 291 ради идеала это и есть проявление пассионарности» , и что эта жертвенность была характерна для всех периодов русской истории, даже тех, когда она была нерациональна, напрасна.
И общественная практика, и представления о должном состоянии общества формировали привычку к единому центру идеологического воздействия, управления.
На заключительном этапе дореволюционной истории России его функцию выполняла церковь.
Распространение приемов сс деятельности на новые идеологические структуры было явлением понятным и даже ожидаемым.
2.4.
Интегративный общественный идеал Общественный идеал «царства разума» определил одно из основных направлений европейской общественной мысли на два с лишним столетия.
Даже критическая реакция на
нею по началу представляла собой абсолютизацию одной из его основ.
В частности, индивидуалистической реакцией на
нссостоявшийся рационализм социального идеала Просвещения можно считать те постулаты «философии жизни», 208

[Back]