Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 66]

66 скромных, попыток концептуально ограничить естественную свободу «сверхчеловека» с помощью императива Золотого правила.
Общество, в котором раскрепощаются «жизненные силы», инстинкты такого человека, где реализуется «воля к власти», должны быть сферой личной свободы для немногих.
Другая крайность в ряду
«постпросвещенчсских» представлений о должном обществе социальный идеал Э.
Дюркгейма.
Один из основателей теоретической социологии видит основной порок современного ему общества не в том, что оно поработило индивида, а в том, что оно лишено пока «органической солидарности», которая неизбежно наступит по мере углубления общественного разделения труда.

.1 Идеальное общество, по Дюркгейму, это общество, усмиряющее индивидуальный эгоизм, та среда, где все люди будут жить по-братски, «все будут сотрудничать для блага всех и каждого».1 Примечательно, что утверждение в жизни «органической солидарности» связано с внешним ограничением свободы индивида, неизбежной в обществе, основанном на общественном разделении труда.
Несбывшиеся ожидания «царства разума», на протяжении XIX и первой половины XX веков оборачивались различными критическими теориями в социальной философии и социологии.
Их литературным воплощением
стали многочисленные антиутопии.
Эти направления в общественной мысли заслуживают специального изучения и изучаются.1
2 Но нас в данном случае интересую-** позитивные футурологические концепции, продолжающие вслед за идеалом «царства разума» традицию развития общественного идеала.
Следует специально подчеркнуть, что кризис идеала Просвещения, оказавшего глубокое влияние на мыслителей
ХУШ-Х1Х вв., был воспринят многими из них как кризис идеала вообще.
Впервые в истории общественного
1Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда.
М., 1991.
С.
376-378.
2 См.: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ.
М., 1978.
Утопия и антитиутопия XX века.
М., 1990.
Утопия и утопическое мышление.
М., 1991 и др.
[стр. 209]

которые были направлены против пока еще очень скромных попыток концептуально ограничить естественную свободу «сверхчеловека» с помощью императива Золотого правила.
Общество, в котором раскрепощаются «жизненные силы», инстинкты такого человека, где реализуется «воля к власти», должны быть сферой личной свободы для немногих.
Другая крайность в ряду
«постпросвещенческих» представлений о должном обществе социальный идеал Э.
Дюркгейма.
Один из основателей теоретической социологии видит основной порок современного ему общества не в том, что оно поработило индивида, а в том, что оно лишено пока «органической солидарности», которая неизбежно наступит по мере углубления общественного разделения труда.

Идеальное общество, по Дюркгейму, это общество, усмиряющее индивидуальный эгоизм, та среда, где
вес люди будут жить по-братски, «вес будут сотрудничать для блага всех и каждою».
Примечательно, что утверждение в жизни «органической солидарности» связано с внешним ограничением свободы индивида, неизбежной в обществе, основанном на общественном разделении труда.
Несбывшиеся ожидания «царства разума», на протяжении XIX и первой половины XX веков оборачивались различными критическими теориями в социальной философии и социологии.
Их литературным воплощением
стати многочисленные антиутопии.
Эти направления в общественной мысли заслуживают специального изучения и изучаются.

Но нас в данном случае интересуют позитивные футурологические концепции, продолжающие вслед за идеалом «царства разума» традицию развития общественного
идеата.
Следует специально подчеркнуть, что кризис идеала Просвещения, оказавшего глубокое влияние на мыслителей
XVIII-XIX вв., был воспринят многими из них как кризис идеала вообще.
Впервые в истории общественного
идеата предметом теоретического исследования становится не его конкретное содержание, а само понятие «идеал».
Возник вопрос: в чем сущность общественного идеата и достижим ли он в процессе реальной жизнедеятельности общества? Первым ответ на этот вопрос дал И.Кант, который феноменологически верно указал на принципиальную невозможность реализации на практике всех известных ему идеатов.
Кант вскрыл действительную ограниченность и иллюзорного христианского 291 292 * 291 Там же, С.
297 292 См.
ДюркгсЙА! Э.
О разделении общественного труда.
М., 1991.
С.
376-378.
2v! См.: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ.
М., 1978.
Утопия и антитиутопия XX века.
М., 1990.
Утопия и утопическое мышление.
М., 1991 и др.

209

[Back]