69 К.Маркс и Ф.Энгельс перестраивают эту схему. Критика буржуазного общества позволяла им вскрыть его противоречия, а анализ тенденций их разрешения давал представления о наиболее общих чертах будущего общества. Поэтому основоположники марксизма подчеркивают в «Немецкой идеологии», что «люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускалось не их идеалом человека, а существующими производительными силами».1 Таким образом, К.Маркс и Ф.Энгельс видели свою задачу не в логическом конструировании коммунистического идеала и даже не в поисках черт будущего общества в реальной действительности (в отчужденной от человека буржуазной действительности их и не было), а в выведении этого общества из тенденций развития современного капитализма. Но, анализируя эти противоречия, выводя из них черты будущего общества, рисуя намеренно недетализированный образ грядущего, Маркс и Энгельс создают вместе с тем коммунистический общественный идеал. Его классическая формулировка содержится уже в «Манифесте Коммунистической партии»: коммунизм это «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».* 2 К.Маркс обосновывает достижение высшей гуманистической цели нового общества — формирование всесторонне и гармонично развитой личности, не только социальными, но и экономическими факторами. Уже в идеале «царства разума» человек провозглашается высшей ценностью. Но в обществе, основанном на машинном производстве и частной собственности, человек подчинен интересам этого производства. Здесь человек отчуждается от своей родовой сущности и низводится до уровня придатка машины этого самого ценного для буржуазии элемента производительных сил. ,» 'Там же. Т.З, С.433. 2 Там же. Т. 4, С. 447. |
через призму идеалов. Уже в 1843 г. в письме к Руге К.Маркс указывал, что «преимущество нового направления как раз в том и заключается, что мы не стремимся догматически предвосхитить будущее, а желаем только посредством критики старого мира найти новый мир». И далее он еще раз подчеркивает: «...конструирование будущего и провозглашение раз навсегда готовых решений для всех грядущих времен не есть наше дело»296. Категоричность этих выражений К.Маркса понятна, если принять во внимание, что все предшествующие (просветители, социалисты-утописты), да и современные ему теоретики (Вейтлинг, Кабе, Блап) строили свои концепции будущего общества по внсисторической схеме. Мыслители Нового времени начинали построение идеала с критики существующей действительности, но затем (в лучшем случае логически последовательно) выводили идеал из какого-либо «всеобщего принципа». Нарисовав идеальную картину утопического будущего, они затем искали средства для его достижения. К.Маркс и Ф.Энгельс перестраивают эту' схему. Критика буржуазного общества позволяла им вскрыть его противоречия, а анализ тенденций их разрешения давал представления о наиболее общих чертах будущего общссгва. Поэтому основоположники марксизма подчеркивают в «Немецкой идеологии», что «люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускаюсь не их идеалом человека, а существующими производительными силами»297 298. Таким образом, К.Маркс и Ф.Энгельс видели свою задачу' не в логическом конструировании коммунистического идеала и даже не в поисках черт будущего общества в реальной действительности (в отчужденной от человека буржуазной действительности их и нс было), а в выведении этого общества из тенденций развития современного капитализма. Но, анализируя эти противоречия, выводя из них черты будущего общества, рисуя намеренно недетализированный образ грядущего, Маркс и Энгельс создают вместе с тем коммунистический общественный идеал. Его классическая формулировка содержится уже в «Манифесте Коммунистической партии»: коммунизм эго «ассоциация, в которой свободное развитие каждого лпо является условием свободного развития всех» . 296 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1, С. 379. 297 Там же. Т.З, С.433. 298 Там же. Т. 4. С. 447. 211 К.Маркс обосновывает достижение высшей гуманистической цели нового общества формирование всесторонне и гармонично развитой личности, не только социальными, но и экономическими факторами. Уже в идеале «царства разума» человек провозглашается высшей ценностью. Но в обществе, основанном на машинном производстве и частной собственности, человек подчинен интересам этого производства. Здесь человек отчуждается от своей родовой сущности и низводится до уровня придатка машины этого самого ценного для буржуазии элемента производительных сил. Ф.Энгельс писал, что в коммунистическом обществе человек становится решающим элементом производительных сил. По его словам, «общественное ведение производства не может осуществляться такими людьми, какими они являются сейчас, людьми, из которых каждый подчинен одной какой-нибудь отрасли производства, прикован к ней, эксплуатируется ею, развивает только одну сторону своих способностей за счет всех других и знает только одну отрасль или часть какой-нибудь отрасли всего производства»299. Современная техника и наука нс могут быть эффективно использованы без широко образованного, сознательного работника, обладающего многообразными способностями, творчески относящегося к своему делу. С постепенным отмиранием существующих форм общественного разделения труда все большее значение будет приобретать закон перемены труда. Человек как универсальная сила природы не будет использоваться лишь в качестве частной силы. Частичный труд будет окончательно вытеснен всеобщим трудом, который, по словам К.Маркса, является трудом творческим, «является напряжением человека не как определенным образом выдрессированной силы природы, а как такого субъекта, который выступает в процессе производства не в чисто природной, естественно сложившейся форме, а виде деятельности, управляющей всеми силами природы»300. С развитием этих процессов станет возможным разрешение извечной антиномии между экономической выгодой и гуманизмом. Но разрешение этого противоречия происходит пока еще на почве экономической, внешней но отношению к конечной цели человечества необходимости. Речь идет, прежде всего, о всестороннем развитии человека301. «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается 299 Там же. Т.4. С. 335. JC0 Там же. Т. 46, Ч. II, С. ] 10. JC1 Бережной Н.М. Проблема человека з трудах К.Маркса. М, 1981. С.89. 212 |