Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 71]

71 «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, пишет К.Маркс, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства».1 Подлинная свобода человека, безграничное развитие его способностей станут возможны лишь в результате его вытеснения из непосредственного процесса производства.
С точки зрения марксизма, задачи дальнейшего развития материального производства, совершенствования общественных отношений и человека будут стоять и перед людьми коммунистического общества.
Но изменится удельный вес этих проблем в иерархии ценностей; оставаясь материальной базой «царства свободы», они перестанут быть главным содержанием деятельности человека и его сознания, осуществляя гармонизацию взаимодействий человека с силами природы.
Как бы мы ни оценивали марксизм с точки зрения его стратегии социальных изменений и практики реализации этой стратегии рядом государств и политических движений, необходимо признать, что первая разновидность интегративного общественного идеала связана с именами его основоположников.
Идеал русских космистов (В.И.Вернадский, В.Н.Муравьев, А.В.
СуховоКобылин, Н.Ф.
Федоров, К.Э.Циолковский др.) сложился несколькими десятилетиями позже.
Несмотря на отдельные мистические моменты, типа федоровской идеи «воскрешения отцов», он
тоже имеет последовательно рациональную структуру.
Опираясь на данные естественных наук, его авторы считали неизбежным выход человечества за пределы планетарной среды обитания, и исследовали те условия, которые необходимы для решения этой глобальной
задали.
Одно из таких решающих условий новая организация общественной жизни.
Потребность в организации, основанной на сознательном и точном учете тенденций глобального развития, возникает,
по мнению космистов, уже на биосферном уровне природной регуляции, которая требует совокупного и согласоМаркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
25, Ч.
II, С.
386-387.
[стр. 213]

работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, пишет К.Маркс, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства»302.
Подлинная свобода человека, безграничное развитие его способностей станут возможны лишь в результате его вытеснения из непосредственного процесса производства.
С точки зрения марксизма, задачи дальнейшего развития материального производства, совершенствования общественных отношений и человека будут стоять и перед людьми коммунистического общества.
Но изменится удельный вес этих проблем в иерархии ценностей; оставаясь материальной базой «царства свободы», они перестанут быть главным содержанием деятельности человека и его сознания, осуществляя гармонизацию взаимодействий человека с силами природы.
Как бы мы ни оценивали марксизм с точки зрения его стратегии социальных изменений и практики реализации этой стратегии рядом государств и политических движений, необходимо признать, что первая разновидность интегративного общественного идеала связана с именами его основоположников.
Идеал русских космистов (В.И.Вернадский, В.Н.Муравьев, А.В.
Сухово-Кобылин, Н.Ф.
Федоров, К.Э.Циолковский др.) сложился несколькими десятилетиями позже.
Несмотря на отдельные мистические моменты, типа федоровской идеи «воскрешения отцов», он
гоже имеет последовательно рациональную структуру.
Опираясь на данные естественных наук, его авторы считали неизбежным выход человечества за пределы планетарной среды обитания, и исследовали те условия, которые необходимы для решения этой глобальной
задачи.
Одно из таких решающих условий новая организация общественной жизни.
Потребность в организации, основанной на сознательном и точном учете тенденций глобального развития, возникает,
но мнению космистов, уже на биосферном уровне природной регуляции, которая требует совокупного и согласованного действия всех землян, что предполагает наличие слаженных общественных взаимодействий.
Планетарная регуляция, без которой невозможен выход человечества за его нынешние природные границы Земли, исключает индивидуализм, понимаемый как примат частных интересов, как своеволие.
Русская космософия полагает целью планомерного исторического преобразования выработку высших форм социального 302 Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
25, Ч.
II, С.
386-387.

213

[Back]