Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 72]

72 ванного действия всех землян, что предполагает наличие слаженных общественных взаимодействий.
Планетарная регуляция, без которой невозможен выход человечества за его нынешние природные границы Земли, исключает индивидуализм, понимаемый как примат частных интересов, как своеволие.
Русская космософия полагает целью планомерного исторического преобразования выработку высших форм социального
единства, международной соборности всемирного человечества, достижение обществом «братского состояния».1 Космософские представления, о всеединстве были восприняты Тейяром де Шарденом и его последователями.
Но у современного теолога слияние индивидуальных сознаний опять приобретает мистическую форму.

Для него ноосфера это «отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в боге-омеге».
В представлениях русских космистов о ноосферном идеале четко проявилась мысль о неизбежности выбора, который уже сегодня предстоит сделать человечеству.
Он предопределен не чьими то интересами, а самой природой, положившей предел планетарному этапу существования цивилизации, и исторически сложившимся формам хозяйствования человека.
Либо современное человечество поставит перед собой принципиально новые цели, либо исчезнет.
Еще один пласт представлений (на первых порах фрагментарных) о характере должного общества, который выходит за рамки парадигмы идеала «царства разума», складывается как результат исследований проблематики индустриального и постиндустриального общества.
Их можно найти и у Ю.

Хабермаса1 2 3 и у Э.
Фромма.
Последний в частности писал в своей широко
извест1 Олейников Ю.В., Оносов А.А.
Ноосферный проект социоприродной эволюции.
М., 1999.С.111
2Тейяр де Шарден П.
Феномен человека.
М., 1965.
С.282.

j C m .
Юрген Хабермас.
Демократия, разум, нравственность М, 1995.
[стр. 213]

работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, пишет К.Маркс, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства»302.
Подлинная свобода человека, безграничное развитие его способностей станут возможны лишь в результате его вытеснения из непосредственного процесса производства.
С точки зрения марксизма, задачи дальнейшего развития материального производства, совершенствования общественных отношений и человека будут стоять и перед людьми коммунистического общества.
Но изменится удельный вес этих проблем в иерархии ценностей; оставаясь материальной базой «царства свободы», они перестанут быть главным содержанием деятельности человека и его сознания, осуществляя гармонизацию взаимодействий человека с силами природы.
Как бы мы ни оценивали марксизм с точки зрения его стратегии социальных изменений и практики реализации этой стратегии рядом государств и политических движений, необходимо признать, что первая разновидность интегративного общественного идеала связана с именами его основоположников.
Идеал русских космистов (В.И.Вернадский, В.Н.Муравьев, А.В.
Сухово-Кобылин, Н.Ф.
Федоров, К.Э.Циолковский др.) сложился несколькими десятилетиями позже.
Несмотря на отдельные мистические моменты, типа федоровской идеи «воскрешения отцов», он гоже имеет последовательно рациональную структуру.
Опираясь на данные естественных наук, его авторы считали неизбежным выход человечества за пределы планетарной среды обитания, и исследовали те условия, которые необходимы для решения этой глобальной задачи.
Одно из таких решающих условий новая организация общественной жизни.
Потребность в организации, основанной на сознательном и точном учете тенденций глобального развития, возникает, но мнению космистов, уже на биосферном уровне природной регуляции, которая требует совокупного и согласованного действия всех землян, что предполагает наличие слаженных общественных взаимодействий.
Планетарная регуляция, без которой невозможен выход человечества за его нынешние природные границы Земли, исключает индивидуализм, понимаемый как примат частных интересов, как своеволие.
Русская космософия полагает целью планомерного исторического преобразования выработку высших форм социального
302 Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
25, Ч.
II, С.
386-387.
213

[стр.,216]

первых порах в форме нравственного идеала, нацеленного непосредственно на решение проблемы взаимоотношений личности и общества.
В условиях синтеза духовности и соборности возникает любовь, «как начало связующее и организующее, как всеобщее взаимное тяготение»308 Она воссоединяет людей в союз, воплощенный, но словам В.Н.
Муравьева, в виде коллективного социального живого существа.309 Любовь это уже новое, по сравнению с «пользой» идеала Просвещения, качество интегративности общественной связи, и здесь русский космизм повторяет в новой интерпретации и позиции Л.Фейсрбаха с его религией любви к человеку (Homo homini deos est) и более позднее основание позитивистской философии О.Конта, «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель».
Космософские представления о всеединстве были восприняты Тейяром де Шарденом и его последователями.
Но у современного теолога слияние индивидуальных сознаний опять приобретает мистическую форму,
/(ля него ноосфера это «отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в богс-омсгс»310 В представлениях русских космистов о ноосферном идеале четко проявилась мысль о неизбежности выбора, который уже сегодня предстоит сделать человечеству.
Он предопределен не чьими то интересами, а самой природой, положившей предел планетарному этапу существования цивилизации, и исторически сложившимся формам хозяйствования человека.
Либо современное человечество поставит перед собой принципиально новые цели, либо исчезнет.
Еще один пласт представлений (на первых порах фрагментарных) о характере должного общества, который выходит за рамки парадигмы идеала «царства разума», складывается как результат исследований проблематики индустриального и постиндустриального общества.
Их можно найти и у Ю.

Хабермаса311 и у Э.
Фромма.
Последний в частности писал в своей широко
известной книге «Бегство от свободы», что, если мы хотим, чтобы свободной становилась вся личность в целом, то это 308 Булгаков С.Н.
Агнец божий: О богочеловсчестве.
Париж, 1933.
Ч.
I, С.
130.
ш См.: Олейников Ю.В., Оносов А.А.
Поосферный проект социоприродной эволюции.
М., 1999.
С.

142145.
310 Тейяр де Шарден П.
Феномен человека.
М., 1965.
С.282.

311 См.
Юрген Хабермас.
Демократия, разум, нравственность М., 1995.

216

[Back]