77 Но в идеале представлено не то «плюралистическое общество», которое допускает право на существование различных точек зрения, реализацию различных жизненных стратегий, не ограничивает право меньшинства на свою точку зрения и свой образ жизни. Такое общество отличается от идеала общественного устройства эпохи «царства разума» только современной терминологией. Речь идет об обществе, в котором проблема большинства и меньшинства, как самое универсальная причина неравенства, исчезает, поскольку в основе его социальной политики лежит принцип не формального, а реального согласования интересов всех общностей, на основе радикального расширения практики политического участия, форм прямой демократии. По мнению философа, новое общество будет призвано удовлетворить «три основных потребности любой личности: потребности в общении, структуре и смысле» 1 Он отмечает, что в современном американском обществе эти потребности часто удовлетворяются с помощью таких суррогатов, как культы, секты и т.п. структуры, которые дают своим членам ощущение общности и смысла существования. Вместе с тем, отдельные элементы образа жизни информационного общества, пусть противоречиво и не однозначно, но уже все-таки участвуют формировании его совершенного состояния. Так, например, Интернет доводит до абсолюта виртуализацию многих общественных процессов, замыкает индивида в виртуальном мире, но он вновь соединяет производство и потребление (в данном случае информации). Он формирует в сознании человека образ сети добровольного сообщества людей, объединенных общей деятельностью, способствующей развитию каждого из них, сообщества, в котором отсутствует проблема господства и подчинения. Этот универсальный по своему характеру образ может экстраполироваться сознанием и на другие области деятельности человека, на общество вообще. 1 Тоффлер Элвин... С.581. |
воплощения в жизнь. Только реальные условия материального благополучия и относительной безопасности, в которых уже несколько десятилетий живет большая часть населения развитого индустриального общества, делает излишним абсолютный характер правил человеческого общежития, психологически готовит человека к принятию пугавшего его ранее многообразия проявления человеческой натуры.323 Но в идеале представлено не то «плюралистическое общество», которое допускает право на существование различных точек зрения, реализацию различных жизненных стратегий, не ограничивает право меньшинства на свою точку зрения и свой образ жизни. Такое общество отличается от идеала общественного устройства эпохи «царства разума» только современной терминологией. Речь идет об обществе, в котором проблема большинства и меньшинства, как самое универсальная причина неравенства, исчезает, поскольку в основе его социальной политики лежит принцип не формального, а реального согласования интересов всех общностей, на основе радикального расширения практики политического участия, форм прямой демократии. По мнению философа, новое общество будет призвано удовлетворить «три основных потребности любой личности: потребности в общении, структуре и смысле»^24 Он отмечает, что в современном американском обществе эти потребности часто удовлетворяются с помощью таких суррогатов, как культы, секты и т.п. структуры, которые дают своим членам ощущение общности и смысла существования. Вместе с тем, отдельные элементы образа жизни информационного общества, пусть противоречиво и не однозначно, но уже все-таки участвуют формировании его совершенного состояния. Так, например, Интернет доводит до абсолюта виртуализацию многих общественных процессов, замыкает индивида в виртуальном мире, но он вновь соединяет производство и потребление (в данном случае информации). Он формирует в сознании человека образ сети добровольного сообщества людей, объединенных общей деятельностью, способствующей развитию каждого из них, сообщества, в котором отсутствует проблема господства и подчинения. Этот универсальный по своему характеру образ может экстраполироваться сознанием и на другие области деятельности человека, на общество вообще. Занимаясь * 324 ’“3 См. Инглегард Рональд. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе. // Новая постиндустриальная волна на Западе...С.255. 324 Тоффлер Элвин... С.581. 220 |