Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 85]

85 личественных перемен, он не мог противоречить их коренным интересам.
Другое дело крестьянство.
Поэтому исторически первые, пока еще очень смутные образы должного общества были порождены на Руси их сознанием.
Идеал общественного устройства русского крестьянства и процесс формирования
этого идеала обладали рядом особенностей, обусловленных своеобразием генезиса феодализма в России.
Сознание крестьянина было пронизано языческими верованиями, сложившимися еще в родовом обществе.
Эти верования, незатронутые мировоззренческими воздействиями православия, лежали в русле универсальной идеи «золотого века», возникающей на стадии раннеклассового общества и представляющей уже ушедший общинный строй в виде «утерянного рая».
В Древней Руси эта идея выражается синкретическим образом «Правды», который мог дойти до нас (и в этом очередной исторический парадокс) только
р письменных христианских источниках.
Поэтому он встречается не в канонических текстах, а в «отреченных книгах».
В апокрифе V-VI веков «Беседа
трех святителей», вошедшем в древнерусскую письменность в XI веке, выражена суть рассматриваемой разновидности идеи Золотого века была на земле Правда, да прогнала ее Кривда, но Правда улетела на небо, и она еще вернется.
В еретическом «Слове об Ад^ме и Еве» дается более полное толкование происхождения Правды.
По версии автора, она возникла потому, что бог выделил Адаму для хлебопашества седьмую часть рая земной рай.
Но дьявол забрал эту землю и установил такой порядок, что люди вынуждены служить хозяину той земли, на которой они живут.

В изложении античного идеала «золотого века» акцент делался на прошлом: во времена Кроноса не было ни войн, ни раздоров, люди не испытывали ни в чем недостатка.
Описание Правды происходит по преимуществу в будущем времени.
С ее возвращением не станет войн, исчезнут беззакония, нищие превратятся в богатых, еды и питья1 у всех станет вдоволь, люди будут ходить по земле без печали, а золота у них будет в избытке.
[стр. 187]

сословие» осознало свои «естественные» интересы и включилось в процесс разрушения феодально-помещичьего уклада жизни.
С другой стороны, мировоззренческая палитра страны содержала в себе ряд традиционалистских ключевых идей, например, идеи соборности и общииности, стремления жить по Правде, вошедших в структуру различных общественных идеалов.
Все эти обстоятельства повлияли на логику изложения материала.
Хотелось бы специально отметить, что данная работа не является историкофилософской, и перед ней не стоит задача систематического анализа представлений о должном обществе всех мыслителей, вошедших в историю общественной мысли России.
Творчество ряда из них (С.Н.
Булгакова, Н.А.
Бердяева, И.А.
Ильина, П.И.
Новгородцева, В.С.
Соловьева, С.Л.
Франка) в последние годы стало объектом детального научного исследования.2 2 Предметом анализа в дайной работе являются те элементы идеалов общественного устройства, которые по прошествии времени оказались вплетенными в повседневную ткань массового сознания современной России.
Идеалы традиционного общества на протяжении всей российской истории, вплоть до конца XIX в.
были господствующими идеалами в сознании населения страны, потому что Россия представляла собой по существу крестьянскую цивилизацию, осуществившую в XX веке в рекордно короткие сроки переход в индустриальное общество.
Процесс становления и развития представлений об идеальном обществе можно проследить, начиная с общественной мысли Киевской Руси.
Здесь, как и во многих других странах, миновавших в своем историческом развитии рабовладельческий строй, господствующее сословие долго еще не нуждалось в идеале общественного устройства.
Мир, которым они правили, заслуживал количественных перемен, он не мог противоречить их коренным интересам.
Другое дело крестьянство.
Поэтому исторически первые, пока еще очень смутные образы должного общества были порождены на Руси их сознанием.
Идеал общественного устройства русского крестьянства и процесс формирования
272 272 См.: Скоробшатько А.В.
Методологические проблемы исследования общественного идеала в русской социальной философии.
// Актуальные проблемы социальных наук.
СПб., 1998; Твардовская В.А.
Двух голосов перекличка: Достоевский и Кропоткин в поисках общественного идеала // В раздумьях о России (XIX век).
М., 1996; Ткачев В.С.
Идеалы русской интеллигенции: сравнительный анализ общественной мысли России XVIII начато XX вв.
Иркутск, 1998; Юдин А.И.
Проблема обоснования общественного идеала в социологии Н.К.
Михайловского.
Тамбов, 1997; Ивонин Ю.П.
Проблема социального идеала в 187

[стр.,188]

этого идеала обладали рядом особенностей, обусловленных своеобразием генезиса феодализма в России.
Процесс становления и развития феодальных отношений в деревне долгое время не имел адекватного себе обоснования и оправдания в сознании крестьянства.
Его христианизация (а именно она на первых порах вьшолняла в Западной Европе эти функции) по мнению многих ученых (Н.М.
Никольского, В .Я.
Проппа, Б.А.
Рыбакова и др.) происходила в основном в XV, XVI и даже в XVII в.в., то есть в силу разных причин не успевала за утверждением феодальных отношений.
Сознание крестьянина было пронизано языческими верованиями, сложившимися еще в родовом обществе.
Эти верования, незатронутые мировоззренческими воздействиями православия, лежали в русле универсальной идеи «золотого века», возникающей на стадии раннеклассового общества и представляющей уже ушедший общинный строй в виде «утерянного рая».
В Древней Руси эта идея выражается синкретическим образом «Правды», который мог дойти до нас (и в этом очередной исторический парадокс) только
в письменных христианских источниках.
Поэтому он встречается не в канонических текстах, а в «отреченных книгах».
В апокрифе V-VI веков «Беседа
грех святителей», который вошел в древнерусскую письменность в XI веке, выражена суть рассматриваемой разновидности идеи Золотого века была на земле Правда, да прогнала ее Кривда.
Правда улетела на небо, но она еще вернется.
В отличие от античного общественною идеала, средневековая русская Правда включает в себя четко выраженные хилиастические мотивы.
А.И.Клибанов отмечал, что в этой народной утопии изначальное предельно-совершенное состояние общества представлялось насильственно отчужденным от людей и подлежащим возврату им273.
Славянский языческий идеал «золотою века» сочетался здесь с хилиастическими мотивами раннего христианства.
При этом в качестве объяснительных схем нередко использовались не узкие евангельские, а более широкие библейские мотивы.
Например, в еретическом «Слове о Адаме и Еве» дается более полное толкование происхождения Правды.
По версии автора, она возникла потому, что бог выделил Адаму для хлебопашества седьмую часть рая земной рай.
Но дьявол забрал эту землю и установил такой порядок, что люди вынуждены служить хозяину той земли, на которой они живут.

русской философии конца XIX начала XX вв.
Авт.
дис.
на соиск.
учен.
стен, д-ра филос.
наук.
Екатеринбург.
1998.
идр.
273 Клибанов А.И.
Народная социальная утопия в России.
М., 1977.
С.9.
188

[стр.,189]

В изложении античного идеала «золотого века» акцент делался на прошлом: во времена Кроноса не было ни войн, ни раздоров, люди не испытывали ни в чем недостатка.
Описание Правды происходит по преимуществу в будущем времени.
С ее возвращением не станет войн, исчезнут беззакония, нищие превратятся в богатых, еды и питья у всех станет вдоволь, люди будут ходить по земле без печали, а золота у них будет в избытке.

В содержательном плане оба этих идеала, по сути дела идентичны.
В них все то негативное, что преобладало в тот период в повседневной жизни народа, замещается на свои позитивные противоположности.
И первое, что провозглашается это отсутствие насилия и искоренение войн.
Правда выполняла функции не только идеала общественного устройства, но и часто являлась в значении нравственного императива.
Жизнь но Правде предполагает трудолюбие, взаимопомощь, умеренность и другие ценности традиционно-трудовой и утилитарной крестьянской морали.
Социально заостренный идеал предлагал для накапливающейся энергии протеста земную цель возвращений утраченной Правды.
Он послужил «оболочкой» для антифеодальных восстаний XI века, поэтому господствующие сословия были заинтересованы в ослаблении его регулятивной функции в сознании парода.
В этом своем функциональном качестве Правда вступала в противоречие и с теми догматами православной церкви, которая в XV веке устами Иосифа Волоцкого и Зиновия Отенского провозгласила абсо:нотный приоритет принципа веры.
Именно она, по мнению этих авторитетов, а не следование заветам Правды предопределяет спасение души человека.
Нелишне вспомнить, что подобный же «переворот» в католичестве на тысячелетие раньше совершил Августин Блаженный, заявивший о неисповедимости божьей благодати.
Нго концепция легла в основу идеала общественного устройства первого сословия.
Характерно, что в феодальной России православная церковь не могла выдвинуть собственного аутентичного католичеству идеала, но ее негативное отношение к традиционному идеалу Правды в итоге привело к тому, что он был взят на вооружение практически всеми еретическими и оппозиционными политическими течениями и служил им на протяжении многих веков.
Наиболее ярким проявлением еретического вольнодумия принято считать «Новое учение» Феодосия Косого, которое он и его последователи проповедовали во второй 189

[Back]