Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 86]

86 В содержательном плане оба этих идеала, по сути дела идентичны.
В них все то негативное, что преобладало в тот период в повседневной жизни народа, замещается на свои позитивные противоположности.
И первое, что провозглашается это отсутствие насилия и искоренение войн.
Правда выполняла функции не только идеала общественного устройства, но и часто являлась в значении нравственного императива.
Жизнь
по Правдепредполагает трудолюбие, взаимопомощь, умеренность и другие ценности традиционно-трудовой и утилитарной крестьянской морали.
Социально заостренный идеал предлагал для накапливающейся энергии протеста земную цель возвращений утраченной Правды.
Он послужил «оболочкой» для антифеодальных восстаний XI века, поэтому господствующие сословия были заинтересованы в ослаблении его регулятивной функции в
созна.1 нии народа.
В этом своем функциональном качестве Правда вступала в противоречие и с теми догматами православной церкви, которая в XV веке устами Иосифа Волоцкого и Зиновия Отенского провозгласила
абсолютный приоритет принципа веры.
Именно она, по мнению этих авторитетов, а не следование заветам Правды предопределяет спасение души человека.
Нелишне вспомнить, что подобный же «переворот» в католичестве на тысячелетие раньше совершил Августин Блаженный, заявивший о неисповедимости божьей благодати.

Его концепция легла в основу идеала общественного устройства первого сословия.
Характерно, что в феодальной России православная церковь не могла выдвинуть собственного аутентичного католичеству идеала, но ее негативное отношение к традиционному идеалу Правды в итоге привело к тому, что он был взят на вооружение практически всеми еретическими и оппозиционными политическими течениями, и служил им на протяжении многих веков.

Для утопического крестьянского идеала этого периода вообще характерно (и в этом еще раз прослеживается
его генетическая связь с идеализацией первобытных отношений) акцент не на индивидуальное благополучие отдель
[стр. 189]

В изложении античного идеала «золотого века» акцент делался на прошлом: во времена Кроноса не было ни войн, ни раздоров, люди не испытывали ни в чем недостатка.
Описание Правды происходит по преимуществу в будущем времени.
С ее возвращением не станет войн, исчезнут беззакония, нищие превратятся в богатых, еды и питья у всех станет вдоволь, люди будут ходить по земле без печали, а золота у них будет в избытке.
В содержательном плане оба этих идеала, по сути дела идентичны.
В них все то негативное, что преобладало в тот период в повседневной жизни народа, замещается на свои позитивные противоположности.
И первое, что провозглашается это отсутствие насилия и искоренение войн.
Правда выполняла функции не только идеала общественного устройства, но и часто являлась в значении нравственного императива.
Жизнь
но Правде предполагает трудолюбие, взаимопомощь, умеренность и другие ценности традиционно-трудовой и утилитарной крестьянской морали.
Социально заостренный идеал предлагал для накапливающейся энергии протеста земную цель возвращений утраченной Правды.
Он послужил «оболочкой» для антифеодальных восстаний XI века, поэтому господствующие сословия были заинтересованы в ослаблении его регулятивной функции в
сознании парода.
В этом своем функциональном качестве Правда вступала в противоречие и с теми догматами православной церкви, которая в XV веке устами Иосифа Волоцкого и Зиновия Отенского провозгласила
абсо:нотный приоритет принципа веры.
Именно она, по мнению этих авторитетов, а не следование заветам Правды предопределяет спасение души человека.
Нелишне вспомнить, что подобный же «переворот» в католичестве на тысячелетие раньше совершил Августин Блаженный, заявивший о неисповедимости божьей благодати.

Нго концепция легла в основу идеала общественного устройства первого сословия.
Характерно, что в феодальной России православная церковь не могла выдвинуть собственного аутентичного католичеству идеала, но ее негативное отношение к традиционному идеалу Правды в итоге привело к тому, что он был взят на вооружение практически всеми еретическими и оппозиционными политическими течениями и служил им на протяжении многих веков.

Наиболее ярким проявлением еретического вольнодумия принято считать «Новое учение» Феодосия Косого, которое он и его последователи проповедовали во второй 189

[стр.,190]

половине XVI века.
Его «правда братства» во многом сродни утопии Т.Мюнцера и, если судить непредвзято, пропитана идеями протестантизма.
Феодосий Косой считал, что человек, облеченный «духовным разумом», который не зависит от социального происхождения и общественного статуса своего носителя, способен изгнать Кривду и установить царство Правды на земле.
Для этого земного божьего града, для «собрания верных» евангельскому учению все люди равны, даже независимо от их веры, национальности или имущественного положения.
Более того, по примеру ранних христиан здесь должна быть введена общность имущества, а, следовательно, и возобновятся братские трапезы.
Все должны трудиться.
Оригинальность утопии Косого проявляется и в том, что он не выдвигает типичного для подобных конструкций требования аскетизма.
Его царство Правды это гедонический пир не только духа, но и плоти.
Идеализация традиционного общества с позиции интересов крестьянства нс всегда выражалась в форме ересей.
Например, Ермолай Еразм никогда не был еретиком и даже написал несколько произведений, направленных против ересей.
Он не был бунтарем и нс призывал к «междоусобиям».
Но его мнению.
Правду люди получают от бога.
Человек не может ничего привнести в нее или убавить в ней.
Он нс может утвердить ее на земле силой.
Прихода Правды нужно ждать с «терпением».
Но представления Ермолая-Еразма о социальном содержании Правды были сродни утопиям еретиков.
В ряде своих сочинений («Правительница», «Слово о любви и правде», «Повести о Петре и Февронии») он пишет о «едином обществе», где нетвражды и притеснений, где царствует равенство людей, каждый из которых выполняет какие-то общественно значимые функции, а в основе всей социальной жизни лежит крестьянский труд.
Это идеализированное патриархальное общество поддерживается усилиями признанного народом государя.
Для утопического крестьянского идеала этого периода вообще характерно (и в этом еще раз прослеживается
ею генетическая связь с идеализацией первобытных отношений) акцент не на индивидуальное благополучие отдельной личности, а на преуспеяние человека в рамках уравнивающей всех общности.
Мировоззрение русского крестьянина, будучи по своей форме продуктом религиозного сознания, вместе с тем в течение длительного времени почти не содержало религиозной проблематики.
Если борьба западноевропейского крестьянства с феодалами за осуществление своих идеалов выступала в виде борьбы двух течений в рамках одной религии, то в России крестьянство защищало еще не успевший 190

[Back]