Проверяемый текст
Туманов Сергей Владимирович. Генезис и функционирование общественного идеала в массовом сознании и массовом поведении (Диссертация 2000)
[стр. 92]

92 скую» этот идеал общественного устройства.
Первое средство его достижения молить бога послать России такого государя, который приведет страну к благу.
Общая тенденция эволюции идеала самодержавия в сторону
просвещенного абсолютизма заключалась в трансформации содержания только его первой составляющей: «просвещенности».
Философия Нового времени способствовала очищению русского самодержавия от «примет тиранства».
Как
эго уже не раз бывало в истории социальной мысли, общественный идеал накладывал свой отпечаток на другие идеалы общественного устройства своей эпохи.
В данном случае идеал «царства разума» служил средством совершенствования российской версии идеала абсолютной монархии.

Застойный характер развития страны в сочетании с реакцией на периодическое культурное давление более
ркзвитых стран заставлял россиян чаще многих других народов Европы обращаться за общественными образцами в свое прошлое, а не в будущее своей страны.
По мнению В.О.Ключевского, реформы Петра раскололи Россию
на два уклада: почву и цивилизацию.
В рамках последней под влиянием европейского Просвещения происходил процесс индивидуализации, развивались, рыночные отношения, формировались зачатки гражданского общества.
Степень развития этого уклада определял дрейф России в сторону Запада.
В религиозном плане принадлежность к этому укладу
означала определенный отход от канонов православия в направлении к пониманию всех общехристианских ценностей.
«Православие не давало твердых санкций на предпринимательство, на богатство, осуждало стремление к
прибыли».1 Отметим кстати, что уже со времен Петра старообрядчество как одно из заметных идейных течений служило прибежищем и формой националистической реакции на усиление прозападной ориентации в стране, в то время как западнические традиции вообще не затрагивали проблем православной веры.
1 Семенникова Л.И.
В трудных поисках самого себя: феномен России.
// Вести.
Моек.
Ун-та.
Сер.
12, Социально-политические исследования.
1993, №6, С.7.
[стр. 196]

Общая тенденция эволюции идеала самодержавия в сторону просвещенною абсолютизма заключалась в трансформации содержания только его первой составляющей: «просвещенности».
Философия Нового времени способствовала очищению русского самодержавия от «примет тиранства».
Как
это уже нс раз бывало в истории социальной мысли, общественный идеал накладывал свой отпечаток на другие идеалы общественного устройства своей эпохи.
В данном случае идеал «царства разума» служил средством совершенствования российской версии идеала абсолютной монархии.

В конце XVIII века, сразу после «века Екатерины», отсутствие видимых перспектив развития страны, чрезмерное увлечение правящего класса французоманией с необходимостью вызвало очередную волну национальной реакции у наиболее здоровой части общества.
На этот раз процессу ретроидеализации подверглась «петровская старина».
Застойный характер развития страны в сочетании с реакцией на периодическое культурное давление более
развитых стран заставлял россиян чаще многих других народов Европы обращаться за общественными образцами в свое прошлое, а нс в будущее своей страны.
По мнению В.О.Ключевского, реформы Петра раскололи Россию
па два уклада: почву и цивилизацию.
В рамках последней под влиянием европейского Просвещения происходил процесс индивидуализации, развивались рыночные отношения, формировались зачатки гражданского общества.
Степень развития этого уклада определял дрейф России в сторону Запада.
В религиозном плане принадлежность к этому у
клану означала определенный отход от канонов православия в направлении к пониманию всех общехристианских ценностей.
«Православие не давало твердых санкций на предпринимательство, на богатство, осуждало стремление к
прибыли».281 Отмстим кстати, что уже со времен Петра старообрядчество как одно из заметных идейных течений служило прибежищем и формой националистической реакции на усиление прозападной ориентации в стране, в то время как западнические традиции вообще не затрагивали проблем православной веры.
Вплоть до начала XIX в.
ни общественная жизнь, ни общественная мысль Российской империи не знали деления ее на консерваторов и либералов, на демократов 381 Семснникова Л.И.
В трудных поисках самого себя: феномен России.
// Вести.
Моек.
Ун-та.
Сер.
12, Социально-политические исследования.
1993.
№6, С.7.

196

[Back]