Проверяемый текст
Гуров, Александр Анатольевич. Конституционно-правовые принципы налоговой системы Российской Федерации (Диссертация 2009)
[стр. 191]

191 привело к дальнейшему расслоению общества по уровню доходов и снизило уровень социальной справедливости при налогообложении.
Изменение прогрессивной ставки на плоскую привело к нарушению принципа справедливости налогообложения.
Система налогообложения и структура налогов на доходы физических лиц не отвечает целям и задачам налоговой политики социального государства.
Соблюдение принципа справедливости требует внесения изменений в существующую систему подоходного налогообложения, чтобы она обеспечивала справедливое распределение налоговой нагрузки, её снижение для получателей низких и средних доходов и увеличение для богатых слоев населения.
Необходимость совершенствования налоговой политики следует из Конституции Российской Федерации.
Конституционные принципы налоговой системы вытекают как из ст.
57 Конституции РФ (относящейся исключительно к налогообложению), так и из других статей,
закрепляющих основополагающие принципы для любой отрасли законодательства, в том числе из содержания ст.
7 Конституции Российской Федерации о социальной природе государства и социальной справедливости
Формирование налоговой политики, отражающей сущность социального государства, связана: с необходимостью реализации закрепленных в Конституции Российской Федерации норм, направленных на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека (ст.ст.
7, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 Конституции Российской Федерации); с приведение налоговых льгот и вычетов в соответствии с социальными стандартами; устранением неравнозначности стандартных и нестандартных вычетов для различных групп населения, семей и территорий; повышением необлагаемого налогом минимума доходов; увеличения и индексации вычетов; расширения их перечня для малоимущих и социально
[стр. 63]

дерализма налоговой системы России.
Так, в Уставе Иркутской области от 10 февраля 1995 г.
№ 34 (в ред.
от 9 марта 2007 г.) определено, что «установление и отмена областных налогов и сборов осуществляются областью самостоятельно в соответствии с налоговым законодательством»1.
Наиболее развернутое правовое регулирование налогообложения содержится в Уставе Воронежской области от 7 июня 2006 г.
(в ред.
от 9 октября 2007 г.)2.
Так, ст.
73 Устава закрепляет принципы публичной цели взимания налогов и сборов, и приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов, устанавливая в ч.
1 цели налоговой политики и, соответственно, цели взимания налогов: «налоговая политика Воронежской области направлена на решение экономических, социальных проблем устой} £ чивого развития Воронежской области, на создание условий для формирования оптимальной структуры экономики, стимулирования предпринимательской и деловой активности, инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения бездефицитности областного бюджета».
В Уставе также конкретизируются принцип законности налоговой системы в части установления, изменения или отмены налогов и сборов заР конами в должной процедуре (ст.
73, ч.
2), а также ограничения форм налогового законотворчества (ст.
74, ч.
1), и принцип федерализма налоговой системы —единства налоговой политики (ст.
73, ч.
1), единства системы налогов (ст.
73, ч.
2), разделения налоговых полномочий (ст.
74, ч.
1).
Таким образом, анализ актов конституционного характера —Конституции Российской Федерации 1993 г., Конституций и уставов субъектов Российской Федерации показывает, что непосредственное закрепление в их нормах нашли лишь отдельные принципы налоговой системы России.
Общие принципы налоговой системы вытекают как из ст.
57 Конституции РФ (относящейся исключительно к налогообложению), так и из других статей,
закреп-• V ляющих основополагающие принципы для любой отрасли законодательства, в частности из: ч.
1, 2 ст.
7 (о социальной природе государства и социальной справедливости); ч.
1 ст.
8 (о гарантировании в России единства экономического пространства и свободы экономической деятельности); ч.
2 ст.
8 (о признании и защите в России равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности); ст.
19 (о равенстве всех перед законом и конкретных формах проявления режима равноправия); ч.
3 ст.
55 (о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина 63 1Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области.
1995.
№ 8.
Коммуна.
2006.10 июня.


[стр.,137]

ально признал законное право налогоплательщика на налоговую оптимизацию.
В постановлении от 27 мая 2003 г.
№ 9-П по делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н.
Белецкого, Г.А.
Никовой, Р.В.
Рукавишникова, В.Л.
Соколовского и Н.И.
Таланова Конституционный Суд отметил, что недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа1.
Налогоплательщики вправе в полной мере использовать налоговые льготы и преимущества специальных налоговых режимов, претендовать на получение налоговых послаблений в создаваемых государством особых экономических зонах, планировать свою деятельность с учетом законодательных гарантий, предоставленных инвесторам.
В то же время в практике судов нередки случаи, когда отдельными лицами создается лишь видимость законных оснований для использования вычетов и льгот, а наличие объектов налогообложения скрывается с использованием гражданско-правовых * способов.
В связи с этим в Определении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г.
№ 168-0 отмечается недопустимость такой ситуации, которая позволяла бы недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создавать схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств .
Конституционные принципы налоговой системы вытекают как из ст.
57 Конституции РФ (относящейся исключительно к налогообложению), так и из других статей, закрепляющих основополагающие принципы для любой отрасли законодательства, в* том числе из содержания ст.
7 Конституции Российской Федерации о социальной природе государства и социальной справедливости3.

Закрепление в Конституции Российской Федерации требования проведения Россией как социальным государством поли137 1Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2003 г.
№ 9-П по делу о проверке консппуционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н.
Белецкого, Г.А.
Никовой, Р.В.
Рукавишникова, В.Л.
Соколовского н Н.И.
Таланова // Собрание законодательства Российской Федерации.
2003.
№24.
Ст.
2431.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г.
№ 168-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чуфарова Андрея Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» и абзаца первого пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ», № 6,2004.
3 Бондарь Н.
Налоги как связующее звено между властью и свободой.
Налоговое право в свете конституционного правосудия // Сравнительное конституционное обозрение.
2006, № 3.
С.
54-67.

[Back]