Проверяемый текст
Гуров, Александр Анатольевич. Конституционно-правовые принципы налоговой системы Российской Федерации (Диссертация 2009)
[стр. 44]

44 принципов налогообложения решения Конституционного Суда РФ создают условия, чтобы конкретные нормы и принципы стали реальными факторами общественной жизни1.
Из анализа решений Конституционного Суда РФ со всей очевидностью следует приоритет конституционных принципов в налоговой политике государства.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г.
№ 5-П
к принципам налоговой системы отнесено обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона, «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых Федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма»2.
Конституционный Суд РФ, выделяя принципы, имеющие конституционную природу, однозначно указывает на то, что положения налогового права должны им полностью соответствовать.
С научной точки зрения данную позицию поддерживают В.И.
Леушин и В.Д.
Перевалов, считающие, что содержание Конституции РФ позволяет выделить общие принципы права, имеющие приоритет перед отраслевыми.
В числе конституционных принципов налоговой политики следует назвать демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции, равноправие, правосудие.
1 Лучин В.О.
Теоретические проблемы реализации конституционных норм: Дис.
...
докт.
юрид.
наук в виде научного доклада, выполняющего также функции автореферата.
М., 1993.
С.
37.

2 Постановление Конституционного суда РФ от 21 марта 1997 г.
№ 5-П «По делу о проверке
конституционности п.2 ст.
18 и ст.
20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г.
«Об основах налоговой системы в
РФ» // Собрание законодательства РФ.
1997.
№ 13.
Ст.
1602.
[стр. 45]

45 гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности .
Г.А.
Гаджиев отдельно выделяет общеправовые принципы, имеющие особое значение для правового регулирования рыночной экономики.
К их числу ученый относит следующие положения: принцип справедливости; принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности при ограничении субъективных прав; принцип юридической безопасности; принцип добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правамгг.
Соответственно, не все указанные выше принципы закреплены в Конституции Российской Федерации.
Поэтому важно определить соотношение конституционных и общеправовых принципов.
Некоторые авторы считают возможным отождествлять их .
Иные, в частности, В.И.
Леушин и В.Д.
Перевалов полагают, что содержание действующей Конституции Российской Федерации позволяет выделить общие принципы права.
Часть из них демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие —непосредственно закреплены в нормах Конституции Российской Федерации.
Допускается также возможность выделения и таких, принципов, которые непосредственно не названы в Конституции РФ: добросовестность, разумность, справедливость, ответственность за вину, принцип неразрывной связи прав и обязанностей .
В некоторых работах предлагается, в свою очередь, общеправовые принципы подразделить на морально-этические (нравственные) и организационные.
При этом к первым относят положения, преимущественно сосредоточенные в главе 2 Конституции РФ, а ко вторым принципы, закрепленные в иных главах Конституции Российской Федерации, в том числе и в главе об основах конституционного строя (федерализм, законность и т.п.), а также в федеральных конституционных и федеральных законах .
Позиция ряда ученых состоит в том, что следует разграничивать фундаментальные общеправовые принципы конституционного значения и «простые» общие прин1См.: Общая теория права/ Под ред.
B.H.
Бабаева.
Н.
Новгород, 1993.
С.129-132.
2См.: Гаджиев Г.А.
Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Констптуционного Суда РФ).
М., 2002.
С.
62.
3См., например: Семенов В.М.
Конституционные принципы гражданского судопроизводства.
М., 1982.
С.
29.
4См.: Теория государства и права/ Отв.
ред.
В.М.
КорельскиП, В.Д.
Перевалов.
Екатеринбург, 1996.
С.
238-239.
5См.: Байтин М.И.
Сущность права// Теория государства и права: Курс лекции.
/ Под ред.
Н.И.
Матузова и A.B.
Малько.
М., 2000.
С.
152-153.


[стр.,73]

рые сформулированы в Конституции, но могут применяться лишь с учетом конкретных юридических норм например, принцип народовластия, сформулированный в ст.
3 Конституции, принцип разделения властей, закрепленный в ст.
10 и т.д.
В связи с этим можно привести конкретные примеры взаимодействия конституционных норм, закрепляющих принципы права, и норм отраслевого законодательства .
Так, например, в ст.
15 (ч.
2) Конституции Российской Федерации принцип законности установлен в наиболее общей форме: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Затем он конкретизируется в ст.
57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...» Дальнейшее развитие принцип законности налоговой системы получает в ст.
3 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.
1которого гласит: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
...
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».
Далее ч.
5 ст.
3 Налогового кодекса уточняет содержание конституционного принципа законности налоговой системы: «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».
Конституционный Суд РФ создает предпосылки, чтобы конкретные нормы и принципы стали реальными факторами общественной жизни .
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г.
№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ проверяет конституционность только нормативных правовых актов .
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации является тем органом государственной власти, который выявляет «скрытые» конституционно-правовые принципы налоговой системы.
Кроме того, «когда Конституционный Суд применяет какую-то норму, он выявляет ее новый смысл» .
73 1Более подробно об этом см.: Голощапов Л.
Прямое действие конституционных прав и принципов // Законность.
2004.
№4.
2Лучин В.О.
Теоретические проблемы реализации конституционных норм: Дис....
докт, юрид.
наук в виде научного доклада, выполняющеготакже функции автореферата.
М., 1993.
С.
37.

3Собрание законодательства Российской Федерации.
1994.
№13.
Ст.
1447.
4См.: Безуглов A.A., Солдатов С.А.
Конституционное право России в 3-х тт.
М., 2001.
Т.
3.
С.
126; Боботов С.В.
Конституционная юстиция: Сравшггельный анализ.
М.: ИЧП ЕАВ, 1994.
5 Гаджиев Г.А.
Роль конституционного права и Конституционного Суда должна быть более активна// Юридический мир.
2004.№11.С.6.


[стр.,75]

правовую систему новые принципы и нормы, международные правовые акты, обновлять нормы, которые регулируют динамично развивающиеся правоотношения.
В этом смысле конституционные принципы налоговой системы конкретизируются в нормах налогового права.
Из положений ч.
3 ст.
75 Конституции РФ следует, что общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются в законодательстве о налогах и сборах.
Для полного представления о конституционных принципах налоговой системы необходимо учитывать, что они выработаны именно в рамках правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в его постановлениях и определениях.
Так, например, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г.
№ 5-П
по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» Суд дал обоснование основополагающих подходов к определению конституционных принципов налоговой системы .
Суд постановил, что к принципам налоговой системы относятся обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику, единство налоговой системы, равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона.
Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации, прежде всего в ее статье 114 (пункт «б» части 1), согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Эти положения развивают одну из основ конституционного строя Российской Федерации принцип единства экономического пространства (статья 8, часть 1), означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (статья 74, часть 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и-культурных ценностей (статья 74, часть 2).
Принцип равного налогового бремени вытекает из статей 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции Российской Федерации.
В сфере налоговых отношений он означает, что 75 Постановление Консппуционного Суда РФ от 21 марта 1997 г.
№ 5-П «По делу о проверке
конслпуцнонносги положений абзаца 2 пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г.
«Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» // Ласточкина С.Г., Хохлова Н.Н, Сборник постановлений Консппуционного Суда Российской Федерации (Гражданское и налоговое право).
М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.
С.
147-153.

[Back]