Проверяемый текст
Гуров, Александр Анатольевич. Конституционно-правовые принципы налоговой системы Российской Федерации (Диссертация 2009)
[стр. 50]

50 Данные положения принципы имеют нормативный характер и прямое.
действие.
Но есть принципы,
которые сформулированы в Конституции, но могут применяться в целях налоговой политики лишь с учетом конкретных юридических норм, например, принцип народовластия, сформулированный в ст.
3 Конституции, принцип разделения властей, закрепленный в ст.
10 и т.д.
В
рамках данного подхода можно привести конкретные примеры взаимодействия конституционных норм, закрепляющих принципы права и норм отраслевого законодательства.
Так, например, в ст.
15 (ч.
2) Конституции Российской Федерации принцип законности установлен в наиболее общей форме: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Затем он конкретизируется в ст.
57 Конституции: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...».
Дальнейшее развитие принцип законности налоговой системы получает в ст.
3 Налогового кодекса Российской Федерации,
ч.
1 которого гласит: «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы ...
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога»1.

Далее ч.
5 ст.
3 Налогового кодекса уточняет содержание конституционного принципа законности налоговой системы: «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом»2.

Таким образом, на примере конституционного принципа законности отчетливо просматривается последовательность его реализации в налоговой политике, в Налоговом кодексе РФ.
1 Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Части 1-я и 2-я.
М.: Проспект, КноРус, 2011.-С.
6.
2 Там же.
[стр. 72]

В настоящее время в развитии конституционного законодательства наблюдается тенденция к более полному правовому регулированию финансовых, в частности, налоговых отношений.
Подобному регулированию отводятся целые главы конституций или их разделы, и, прежде всего, в них регламентируются бюджетные и налоговые вопросы.
Смысловой способ фиксации заключается в том, что содержание конкретного конституционно-правового принципа налоговой системы выводится из анализа содержания отдельных конституционных норм или институтов (косвенное закрепление).
При смысловом способе фиксации конституционно-правовые принципы существуют как «скрытые» в отдельной норме или институте общие правовые положения.
Правовые принципы могут быть сформулированы прямо как принципы в той или иной конкретной правовой норме (например, принцип разделения властей в ст.
10 Конституции РФ, принцип равенства граждан перед законом в ст.
19 Конституции РФ) либо размещены в разделе общих положений (например, запрет установления налогов и сборов, имеющих дискриминационный характер в ст.
3 Налогового кодекса Российской Федерации).

Отдельные правовые принципы прямо не содержатся в правовых нормах, они выводятся из содержания правовых норм и содержатся в законодательстве как бы в скрытом виде .
Например, принцип справедливости налоговой системы выводится из содержания положений ст.
3 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что «при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога....
Налоги и сборы не мшут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
...
Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».
Вместе с тем следует отметить, что положения Конституции различны с точки зрения определенности их изложения.
Одни конституционные положения выражаются в точном, ясном определении в букве закона прав, обязанностей, ответственности субъектов правоотношения, которым адресована норма, формулируют конкретные правила поведения, разрешения или запреты.
Такие положения, которые в литературе часто обозначают в качестве конституционно-правовых принципов, содержатся, например, в ч.
1 ст.19 (все равны перед законом и судом принцип равенства).
Данные принципы имеют нормативный характер и прямое действие.
Но есть принципы,
кото72 1См.: Лившиц Р.З.
Никитинский В.И.
Принципы советского трудового права//Советское государство и право.
1974.
№ 8.
С.
32.


[стр.,73]

рые сформулированы в Конституции, но могут применяться лишь с учетом конкретных юридических норм например, принцип народовластия, сформулированный в ст.
3 Конституции, принцип разделения властей, закрепленный в ст.
10 и т.д.
В
связи с этим можно привести конкретные примеры взаимодействия конституционных норм, закрепляющих принципы права, и норм отраслевого законодательства .
Так, например, в ст.
15 (ч.
2) Конституции Российской Федерации принцип законности установлен в наиболее общей форме: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Затем он конкретизируется в ст.
57 Конституции: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...» Дальнейшее развитие принцип законности налоговой системы получает в ст.
3 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.
1которого гласит: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
...
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».
Далее ч.
5 ст.
3 Налогового кодекса уточняет содержание конституционного принципа законности налоговой системы: «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».

Конституционный Суд РФ создает предпосылки, чтобы конкретные нормы и принципы стали реальными факторами общественной жизни .
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г.
№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ проверяет конституционность только нормативных правовых актов .
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации является тем органом государственной власти, который выявляет «скрытые» конституционно-правовые принципы налоговой системы.
Кроме того, «когда Конституционный Суд применяет какую-то норму, он выявляет ее новый смысл» .
73 1Более подробно об этом см.: Голощапов Л.
Прямое действие конституционных прав и принципов // Законность.
2004.
№4.
2Лучин В.О.
Теоретические проблемы реализации конституционных норм: Дис....
докт, юрид.
наук в виде научного доклада, выполняющеготакже функции автореферата.
М., 1993.
С.
37.
3Собрание законодательства Российской Федерации.
1994.
№13.
Ст.
1447.
4См.: Безуглов A.A., Солдатов С.А.
Конституционное право России в 3-х тт.
М., 2001.
Т.
3.
С.
126; Боботов С.В.
Конституционная юстиция: Сравшггельный анализ.
М.: ИЧП ЕАВ, 1994.
5 Гаджиев Г.А.
Роль конституционного права и Конституционного Суда должна быть более активна// Юридический мир.
2004.№11.С.6.


[стр.,108]

ской Федерации признал право федерального законодателя установить сбор за пограничное оформление, а вместе с тем и часть первую ст.
11.1 рассматриваемого Закона соответствующим Конституции Российской Федерации.
Как видно из пункта 2 резолютивной части Постановления по настоящему делу, указанная оценка была сделана судом лишь с точки зрения принципа разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти.
При этом отсутствует мотивировка, почему Суд фактически отказался от исследования конституционности нормы по содержанию и вопреки требованиям ст.
86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» ограничил пределы своей проверки только указанными параметрами» .
Таким образом, как следует из приведенного Постановления Конституционного Суда РФ, допустимо установление целевых сборов, носящих налоговый характер, если соблюдены требования установления этих сборов законом и надлежащим субъектом.
Однако, следует согласиться с особыми мнениями судей Конституционного Суда РФ и добавить, что в любом случае необходима проверка сущности самого сбора или налога.
Кроме того, такой подход к оценке природы того или иного целевого сбора или налога неизбежно ведет к необоснованному расширению обязанностей некоторых категорий граждан и юридических лиц по уплате этих сборов (налогов).
В основе принципа установления налогов и сборов законами лежит воспроизведенная в п.
1ст.
3 Налогового кодекса РФ норма ст.
57 Конституции Российской Федерации, устанавливающая обязанность каждого платить только законно установленные налоги и сборы .
Именно поэтому законодатель предусмотрел, что «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».
В соответствии со ст.
12 Налогового кодекса РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются «настоящим Кодексом»; региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах; местные налоги —Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При установлении региональных и местных на1Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г.
№16-П по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О Государственной границе Российской Федерации» в редакции от 19 июля 1997 года//Собрание законодательства Российской Федерации.
1997.
№46.
Ст.
5339.
2Налоговый кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий обшей части.
Книга первая (комментарий статей 1-68) / Под общ.
ред.
Ю.Ф, Квант С.
31-33.
108

[Back]