Проверяемый текст
Гуров, Александр Анатольевич. Конституционно-правовые принципы налоговой системы Российской Федерации (Диссертация 2009)
[стр. 83]

83 ограничения конституционных прав должны быть обоснованными и допустимыми.
По смыслу ч.
3 ст.
5 5 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.
Требование соразмерности
налогообложения есть частное проявление общеправового требования обоснованности и допустимости правовых ограничений.
Налоговый кодекс РФ расширяет содержание данного принципа по субъекту, устанавливая, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».
В то время как ст.
57 Конституция РФ находится в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» и закрепляет налоговую обязанность в отношении только физических лиц, Налоговый кодекс РФ распространяет требование
всеобщности налогообложения и на организации.
Налогоплательщики физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством и приравненных к ним, в целях налогообложения, иных субъектов права.
Законодательство Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы1.
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом РФ.
1 Налоговый кодекс РФ.
Части первая и вторая.
М.:Проспект, КонРус, 2011.
С.
18
[стр. 109]

логов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе изменять или дополнять те элементы налогообложения, установление которых отнесено к компетенции Налоговым кодексом РФ.
Толкование этой нормы, которое сформировалось на основе ряда решений Конституционного Суда РФ (например, постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г.
№ 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г.
«О федеральных органах налоговой полиции» ), исходит из того, что конституционная обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер.
Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении и предполагают субординацию сторон, одной из которых налоговому органу принадлежит властное полномочие, а другой налогоплательщику обязанность повиновения.
Требование налогового органа и соответствующая обязанность налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.
Именно с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства, по мнению Конституционного Суда РФ, связана в первую очередь законодательная форма учреждения налога.
Учреждение налога в форме законодательного акта является основной правовой гарантией обязательности уплаты налога, принудительности его изъятия.
«Законодательная оболочка» налоговой нормы позволяет распространить обязанность платить налоги на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования.
При этом благодаря той же законодательной форме учреждения налога его взыскание не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, поскольку в этом случае оно будет представлять собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
В соответствии с ч.
3 ст.
55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ отмечается, что в обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) по уплате налогов воплощен публичный интерес всех членов общества.
Поэтому государство вправе и обязано принимать 1Постановление Конституционного Суда РФ от 17декабря 1996 г.
№ 20-П по делу о проверке консппуционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г.
«О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации.
1997.
№ 1.Ст.
197.


[стр.,126]

Одним из следствий реализации принципа юридического равенства налогоплательщиков в налоговой системе Российской Федерации является принцип всеобщности налогообложения.
Всеобщность налогообложения вытекает из характера правовых норм как универсального регулятора поведения человека.
Нормы права устанавливают, как следует поступать в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном правоотношении.
Таким образом, правовые нормы закрепляют универсальную модель правомерного поведения участников социальных взаимодействий.
В то время как мораль, религия, традиция и другие социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в строго определенном сообществе людей, право регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно описанной ситуации.
Никто не выпадает из-под действия права.
Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.
Право носит всеобщий, универсальный характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население.
Правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства.
Иногда та или иная группа норм регулирует узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действует незначительный период времени; но это, скорее, исключение, поскольку изначально право предназначено для бессрочного и всеобщего действия, обязательного для всех и каждого.
«В целом, отмечает B.C.
Нерсесянц, всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно меры свободы) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга)»1.
Всеобщность налогообложения состоит в том, что каждый член общества обязан по мере возможностей участвовать в создании централизованных финансовых фондов публичного характера.
«В Конституции правового государства и провозглашенном в ней равенстве заложен принцип равного налогового бремени все налоги выплачиваются обязательно всем обществом, а не отдельными группами» .
Отметим, что Налоговый кодекс РФ расширяет содержание данного принципа по субъекту, устанавливая, что «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».
В то время как ст.
57 Конституция РФ находится в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» и закрепляет налоговую обязанность в отношении только физических лиц, Налоговый кодекс РФ распространяет требование
все126 Нерсесянц B.C.
Философия права.
М., 1997.
С.
23.
Государственное право Германии: в 2 т.
Т.
2.
С.
138.


[стр.,131]

требование организации и функционирования налоговой системы на основе принципа соразмерности налогообложения конституционно установленным целям.
Государство вправе в интересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивать конституционные права и свободы человека и гражданина.
Это право государства, реализующего и защищающего общее благо, не подвергается сомнению; но установленные государством ограничения конституционных прав обоснованными и допустимыми.
По смыслу ч.
3 ст.55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.
Требование соразмерности
наЧ логообложения есть частное проявление общеправового требования обоснованности и допустимости правовых ограничений.
Принцип соразмерности налогообложения заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения, которые обусловлены размерами налоговых ставок .
Соразмерность налогообложения складывается из трех составляющих: пропорциональность налоговых изъятий при установлении налогов в соответствии с п.
1ст.
3 Налогового кодекса РФ, учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога2.
Разумеется, Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает учет фактической платежеспособности каждого конкретного физического или юридического лица, речь идет об обобщенной фигуре «среднестатистического» налогоплательщика.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 4 апреля 1996 г.
№ 9-П по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы, указал, что установление ставок налогов без учета финансового потенциала различных налогоплательщиков, что при чрезмерно высоком налоге означает взыскание существенно большей доли из имущества неимущих или малоимущих граждан и меньшей доли из имущества более состоятельных граждан, не соответствует Конституции Российской 1См.: Демин A.B.
О соразмерности налогообложения // Финансы.
2002.
№ 6.
С.
17-19.
2 Идея пропорциональности налогообложения восходит к А.
Смиту, утверждавшему, что граждане должны плапггь налоги соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
См.: Смит А.
Исследование о природе и причинах богатства народов.
М., 1962.
С.
603.
131

[Back]