Проверяемый текст
Гуров, Александр Анатольевич. Конституционно-правовые принципы налоговой системы Российской Федерации (Диссертация 2009)
[стр. 90]

90 других конституционных прав и свобод; государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной1.
Анализ конституционных принципов налоговой политики в контексте характеристик правового государства показывает, что в Налоговом кодексе РФ достаточно положений, направленных на обеспечение соблюдения прав налогоплательщиков.
Однако правоприменительная практика свидетельствует, что в силу нечеткости и отсутствия необходимой конкретизации многие положения Налогового кодекса РФ, являющегося нормативным актом прямого действия, односторонне или искаженно трактуются налоговыми органами.
В свою очередь судебная практика такова, что арбитражные суды в спорных вопросах чаще встают на сторону налоговых органов.
По смыслу положений Налогового кодекса РФ отсутствует абсолютный приоритет прав и свобод человека перед правами и интересами государства.
Свобода личности может быть ограничена при проведении налоговой политики не только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.
3 ст.55 Конституции РФ).
Свобода экономических отношений предполагает наличие принципа неотягощения налогового бремени — право налогоплательщика на правомерную налоговую оптимизацию.
В то же время в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2004 г.
№ 168-0 отмечается недопустимость такой ситуации2.
1 Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г.
№ 418-0 по жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его
конституционных прав положениями статей 137 и 138
Е1алогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.
2004.
№ 2.

2
Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г.
168-П // Вестник Конституционного Суда РФ».
2004.
№ 6.
[стр. 109]

логов органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе изменять или дополнять те элементы налогообложения, установление которых отнесено к компетенции Налоговым кодексом РФ.
Толкование этой нормы, которое сформировалось на основе ряда решений Конституционного Суда РФ (например, постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г.
№ 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г.
«О федеральных органах налоговой полиции» ), исходит из того, что конституционная обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер.
Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении и предполагают субординацию сторон, одной из которых налоговому органу принадлежит властное полномочие, а другой налогоплательщику обязанность повиновения.
Требование налогового органа и соответствующая обязанность налогоплательщика следуют не из договора, а из закона.
Именно с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства, по мнению Конституционного Суда РФ, связана в первую очередь законодательная форма учреждения налога.
Учреждение налога в форме законодательного акта является основной правовой гарантией обязательности уплаты налога, принудительности его изъятия.
«Законодательная оболочка» налоговой нормы позволяет распространить обязанность платить налоги на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования.
При этом благодаря той же законодательной форме учреждения налога его взыскание не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, поскольку в этом случае оно будет представлять собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.
В соответствии с ч.
3 ст.
55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
В упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ отмечается, что в обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) по уплате налогов воплощен публичный интерес всех членов общества.
Поэтому государство вправе и обязано принимать 1Постановление Конституционного Суда РФ от 17декабря 1996 г.
№ 20-П по делу о проверке консппуционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г.
«О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации.
1997.
№ 1.Ст.
197.


[стр.,141]

141 вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Статья 46 (ч.ч.
1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующая право на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, исходит из обязанности государства обеспечить каждому право на доступ к правосудию.
Раскрывая содержание названных конституционных прав, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что в соответствии со ст.ст.
55 (ч.
3) и 56 (ч.
3) Конституции Российской Федерации они не могут рассматриваться судами как подлежащие ограничению и выступают как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод; государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной .
Судебный контроль по праву считается наиболее эффективной формой защиты прав и законных интересов.
Процессуальный порядок рассмотрения судебных дел, в условиях наделения участников разбирательства значительным объемом прав, является весьма целесообразным, создающим максимум условий для установления истины.
Сам процесс рассмотрения и разрешения дел происходит здесь в обстановке, исключающей возможность постороннего воздействия на судей.
Между тем правоотношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, по своей природе правоотношения публичные.
Эта особенность предопределяет необходимость существования специального порядка рассмотрения таких дел.
Как писал Д.М.
Чечот, материальноправовая природа дел накладывает свой отпечаток на средства, способы защиты и особенности судебной процедуры2.
Споры между налоговыми и таможенными органами и налогоплательщиками рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
В ГПК РФ специальный порядок рассмотрения споров с публичной администрацией предусмотрен подразделом Ш «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений», в АПК РФ разделом Ш «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».
1Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г.
№ 418-0 по жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его
конспггуционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.
2004, № 2.
2
См.: Чечот Д.М.
Административная юстиция: теоретические проблемы // Избранные труды по гражданскому процессу.
СПб., 2005.
С.
372.


[стр.,179]

179 положениями статей 2, 4 и 5 Федерального закона «О налоге на игорный бизнес», Законом Нижегородской области «О ставках налога на игорный бизнес» и Законом Ивановской области «О ставках налога на игорный бизнес» // Собрание законодательства Российской Федерации.
2002.
№ 29.
Ст.
3005.
68.
Определение от 14 мая 2002 г.
№94-0 по жалобе гражданина Смирнова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и №88-0 по запросу Думы Приморского края о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г.
№880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции от 24 января 2001 года)// Вестник Конституционного Суда РФ.
2002.
№6.
69.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2003 г.
№ 9-П по делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н.
Белецкого, Г.А.
Пиковой, Р.В.
Рукавишникова, B.JI.
Соколовского и Н.И.
Таланова // Собрание законодательства Российской Федерации.
2003.
№ 24.
Ст.
2431.
70.
Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г.
№ 418-0 по жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138
Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.
2004.
№2.

71.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2004 г.
168-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чуфарова Андрея Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» и абзаца первого пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.
2004.
№ 6.
72.
Определение от 14 декабря 2004 г.
№ 451-0 по запросу Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.
2005.
№ 3.
73.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 мая 2005 г.
№ 177-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина A.C.
Черничкина на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1статьи 208 и абзацем 4 пункта 2 статьи 224 Налогового кодекса РФ» // Справочная правовая система «Гарант».
Документ официально опубликован не был.
74.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г.
№ 522-О-П об отказе в принятии к рассмотрению запроса Тринадцатого арбитражного апелляционного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга «О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.
2007.
№ 6.
75.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.
№ 8 (в ред.
от 6 февраля 2007 г.) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
1996.
№ 1.
76.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г.
№ 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.
2007.
№3.

[Back]