Проверяемый текст
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
[стр. 109]

Заключение.
В представленной диссертации уточнены количественные данные о населении, вовлеченном в сферу малого предпринимательства в России.
Рассмотрены отраслевая и региональная структура занятости в малом бизнесе.
Проанализированы другие виды структуры занятости: полная и вторичная; по категориям персонала руководителей высшего звена, менеджеров среднего уровня, рядовых работников.
Рассмотрены демографические особенности работников: структура по полу и возрасту.
Дано описание уровня образования работников малых предприятий и оценена востребованность их базовых и профессиональных знаний.
Рассмотрены предпочтения малых предприятий в выборе формы повышения квалификации работников.
Структура занятости свидетельствует, что в настоящее время проблема обеспечения рабочими местами в стране пока еще решается за счет крупных предприятий, где трудится 45,7% от общего числа занятых.
В Европе крупные предприятия обеспечивают занятость только для 34,2%46.
Малое предпринимательство России еще не играет той социальной роли, которую оно выполняет в области занятости в экономически развитых странах.
При этом за 2003г.
произошло снижение доли рабочих мест, предоставляемых крупными предприятиями на 5,4%.
То есть структура занятости в России постепенно смещается в сторону ее соответствия параметрам традиционно рыночных экономик.
Материалы диссертации свидетельствуют о том, что объективно работники МП в социальном отношении защищены слабее, чем работники крупных, особенно бывших государственных предприятий.
Наем на работу происходит в основном по личной рекомендации, условия труда и социальные гарантии фиксируются в формах, которые часто не отвечают требованиям трудового законодательства.
Существенно более низкие социальные гарантии (прежде всего в области оплаты больничных листов и ежегодного отпуска, а также продолжительности рабочего времени)
компенсируются более высоким уровнем оплаты труда.
Рост доли малого предпринимательства в экономике страны достигается за счет интенсификации труда, экономические условия не способствуют значительному роста занятости и большему вовлечению населения в данную сферу.
Одним из факторов, сдерживающих рост занятости населения в малом бизнесе, является незащищенность этой сферы деятельности от насилия, исходящего от криминалитета, правоохранительных органов и ряда силовых структур.
Не способствуют
[стр. 88]

88 системе профессионального образования, в реальной практике работы МП зачастую оказывается невысокой.
Гораздо более ценными владельцам МП представляются практический опыт работы, профессиональные навыки, приобретенные персоналом в процессе работы на самом предприятии либо на предыдущем месте.
Заинтересованность в дополнительном профессиональном обучении и повышении квалификации работников со стороны владельцев МП невелика.
Предпринимателям проще взять на работу человека уже с готовой и нужной квалификацией, нежели расходовать собственные средства на ее повышение, тем более что рынок труда переполнен безработными, обладающими в большинстве своем требуемым профессиональным потенциалом.
Кроме того, издержки по повышению образования сотрудников не подлежат отнесению к издержкам производства и рассматриваются налоговыми органами как часть прибыли МП.
Большинство руководителей МП исходят из того, что они обязаны обеспечивать работникам такие социальные гарантии, как своевременность выплаты и приемлемый уровень заработной платы, охрана и безопасные условия труда, сохранение занятости и соблюдение законов о труде.
При этом пенсионное и медицинское страхование, по мнению руководителей, должно гарантироваться государством, а повышение квалификации является прерогативой самих наемных работников.
При резком изменении рыночной конъюнктуры большинство обследованных МП были вынуждены менять масштабы и условия занятости своих работников.
При этом наиболее невосприимчивыми к сезонным колебаниям оказывались МП розничной торговли, здравоохранения и общественного питания, наиболее подверженными им — строительные, производственные, финансовые и инновационные фирмы.
При росте спроса на продукцию (услуги) предприятия активно практикуют сверхурочный режим работы — он используется на каждом втором МП в выборке.
Несколько реже в случае расширения производственной деятельности предприятия идут на наем дополнительных временных работников и еще реже — постоянных работников, поскольку рыночная конъюнктура может измениться и в худшую сторону, а уволить постоянного сотрудника всегда труднее, чем временного (трудовое законодательство пока еще ограничивает право работодателей на увольнение).
Активнее всего временные работники привлекались в строительстве и сельском хозяйстве, постоянные — на промышленных и инновационных предприятиях.
Спад производства чаще всего приводил к ограничениям на прием новых сотрудников, но в случае ухудшения экономической конъюнктуры к этой мере добавлялись и другие: отмена сверхурочных работ, сокращение рабочего времени.
Закончиться все могло введением административных отпусков и увольнением лишних работников.
Тенденция к сокращению рабочего времени сильнее всего проявлялась на производстве и на транспорте, а к более кардинальным мероприятиям, например к введению административных отпусков, — в строительстве, посреднической, оптово-закупочной и финансовой сферах.
Занятость на МП характеризуется интенсивной ротацией персонала на существующих рабочих местах: за прошедший год кадровый состав 2/3 обследованных МП обновлялся как минимум на одну треть.
На половине обследованных МП, где происходил оборот рабочей силы, все вновь принятые на момент проведения опроса оставались занятыми.
На остальных фирмах в среднем каждый четвертый вновь прибывший долго не задерживался и увольнялся, не отработав даже года.
Картина, которая сложилась в ходе проведения глубоких интервью с работниками 56 МП Москвы, Московской области, Вологды и Воронежа, в целом подтвердила и дополнила данные, полученные в ходе предыдущего опроса малых предпринимателей.
Так, подтвердилось, что наем происходит в основном по личной рекомендации, условия труда и социальные гарантии фиксируются в формах и на уровне, которые не отвечают требованиям трудового законодательства, но работники с этим мирятся.
Возможно, это объясняется тем, что вопиющих нарушений достигнутых при найме договоренностей в ходе интервью практически не отмечено, — предлагая работникам существенно более низкие социальные гарантии (прежде всего в области оплаты больничных листов и ежегодного отпуска, а также продолжительности рабочего времени), наниматели все-таки в большинстве случаев эти

[стр.,89]

89 договоренности соблюдают.
А респонденты в подавляющем большинстве случаев либо просто не информированы о своих правах, либо готовы закрывать глаза на некоторые нарушения, понимая, сколь непростая ситуация существует на рынке труда, и проявляя готовность рассматривать свой уровень оплаты труда как компенсацию за «недополученные» социальные гарантии.
Объективно работники МП в социальном отношении защищены слабее, чем работники крупных, особенно бывших государственных, предприятий
(и те респонденты, которые имеют возможность сравнить нынешнюю свою ситуацию с условиями многолетней работы на государственных предприятиях, об этом говорили), однако судебный спор в случае нарушения условий договора едва ли возможен, ибо эти договоры в подавляющем большинстве случаев не имеют юридической силы, помощи и поддержки со стороны профсоюза / трудового коллектива ожидать также не приходится.
Судя по материалам интервью, социально-трудовые отношения на различных МП все же существенно различаются — на фирмах, возникших в ходе приватизации на базе прежних госпредприятий, некоторые предписанные законом требования соблюдаются, по-видимому, более строго (режим работы, продолжительность рабочего времени, отпуска, больничные, безопасность труда).
Напротив, на вновь возникших частных МП (за исключением, возможно, лечебных учреждений, частных школ и т.п.), насколько можно понять из рассказов респондентов, отношения между хозяевами и наемными работниками строятся чаще всего в духе раннеиндустриальной эпохи.
Выводы 1.
Хотя в целом в сфере малого предпринимательства должны сохраняться основные нормы трудового законодательства (в первую очередь минимальный размер оплаты труда и др.), наряду с ними следовало бы установить для субъектов малого предпринимательства и ряд специфических норм.
Все они должны быть направлены, во-первых, на существенное повышение допустимой в малом бизнесе гибкости условий и форм оплаты труда, во-вторых, на постепенный перенос источника основных социальных льгот и гарантий для социально уязвимых категорий работников со средств МП на средства Фонда социального страхования либо Фонда занятости.
2.
С учетом политических реальностей (слабое лобби малого бизнеса и органов социальной политики в Думе) и законодательно установленных ограничений следует рассмотреть возможность для малого бизнеса поэтапного снижения отчислений в социальные фонды, а также сосредоточиться на проработке схем, позволяющих направлять средства Фонда занятости для гарантирования кредитов для начинающих малых предпринимателей, а также для МП, использующих труд социально уязвимых групп населения, на период использования труда таких категорий работников.
Такие схемы могли бы реализовываться на условиях со финансирования с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, Банком малого предпринимательства (дочерняя структура ЕБРР в России) и другими потенциально заинтересованными и имеющими наработанные технологии сопровождения институтами.
Теневая экономика и малый бизнес.
Роль коррупции в теневой активности малого предпринимательства Оценки масштабов и размеров теневой составляющей в деятельности малых предприятий в российской экономике различны.
Следует отметить, что само существование (а сегодня и расцвет) теневой деятельности малого бизнеса обусловлено принимаемыми решениями и практикой власти (государства, местного самоуправления, чиновничества в целом и конкретных чиновников).
Теневые доходы необходимы малому бизнесу, чтобы покрывать ряд расходов, которые невозможно легальным образом произвести в условиях неблагоприятной внешней правовой, экономической, социальной и иной среды.
Говоря проще, теневой сектор

[Back]