Проверяемый текст
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/ Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003.
[стр. 58]

По данным неформализованных интервью с представителями инфраструктуры бизнеса, выплаты персоналу на малых предприятиях, не оформляемые официально, составляют 30-60% (нижняя «планка» этой оценки совпадает с самооценкой экспертов).
О какой-либо тенденции к понижению (по отношению к уровню 1999 г.) теневой составляющей в оплате труда работников с большой натяжкой можно говорить только применительно к промышленным МП и МП
в сфере розничной торговли.
Представляется интересной точка зрения представителя Томской областной администрации: «Формирование себестоимости продукции — это в основном две позиции: стоимость сырья и материалов и стоимость рабочей силы.
Если в тени большая часть оборота, то соответственно в тени и большая часть рабочей силы и сырья.
Там, где продукция наукоемкая, с высокой долей интеллектуального труда, стоимость рабочей силы может составлять до 80%».

Чем выше доля рабочей силы в себестоимости продукции, тем выше у малых предприятий доля тени, поскольку действующие высокие ставки социальных выплат заставляют бизнес занижать официальные зарплаты.

Отношение населения и социальный портрет малого предпринимательства.
Наиболее заметное влияние на формировании отношения к предпринимательству у населения играет наличие собственного опыта предпринимательской деятельности.
Какова доля россиян, его имеющая?26 (таблица 10) Таблица 10.
Ответы на вопрос «Хотели бы Вы лично заняться предпринимательством?»
__________________________(% от опрошенных) __________ __________ __________ 1992 1996 2001 Уже занимаюсь 12,6 7,5 5,7 Хочу, и возможность сделать это в будущем есть 12,1 3,0 3,0 Хочу, но не имею стартового капитала 38,3 19,7 21,3 Хочу, но не позволяют возраст и здоровье 18,4 14,1 Хочу, но не могу из-за особенностей характера или недостатка знаний 19,7 14,5 Не хочу, так как это противоречит моим жизненным установкам 32,2 27,2 34,2 Не хочу, но вынужден из-за угрозы безработицы 4,1 4,4 Если просуммировать число тех, кто ведет предпринимательскую деятельность, и тех, кто не занимается ею по упомянутым выше причинам, но и не отвергает в принципе, то «расположенное» к предпринимательству большинство в российском обществе составляет на протяжении всех лет реформ не менее 2/3.
Доля принципиальных
[стр. 44]

44 Таблица 23.
Ответы на вопрос «Как Вы считаете, какие личные качества характерны для большинства нынешних предпринимателей?» (% от опрошенных) 1992 2001 Энергичность, инициативность, находчивость 48,3 43,9 Безразличие к государственным интересам 42,8 36,2 Профессионализм, компетентность, знание своего дела 22,9 22,3 Непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах 36,4 32,4 Трудолюбие, работоспособность 21,3 23,6 Рвачество, стремление к легкой наживе 54,9 31,6 Хорошие организаторские способности 23,1 27,9 Безжалостность, потребительское отношение к людям 26,3 35,1 Источник: опросы РНИСиНП за соответствующие периоды (репрезентативная выборка).
Примечание: возможно было дать не более трех ответов.
Итак, прежде всего отношение к российским предпринимателям стало гораздо менее однозначным, чем в начале реформ: нет ни одной черты, которую отметили бы более половины опрошенных.
Далее, в общественном сознании российский предприниматель несколько приблизился к тому типу, который укладывается в рамки так называемой протестантской этики: много работает, меньше получает в результате банального рвачества, погони за «длинным рублем», больше — вследствие приложения своих организаторских способностей, правда, при этом окружающие являются для него лишь средством реализации собственных интересов, а используемые методы не всегда отличаются чистотой.
Разумеется, здесь мы имеем дело с весьма усредненным образом.
У различных групп населения мнение о нынешних российских предпринимателях довольно заметно отличается от этой средней картины.
Так, наиболее положительным этот образ видится, разумеется, самим предпринимателям, тем слоям, которые, по собственному признанию, выиграли в ходе реформ, молодежи до 21 года, учащимся и студентам.
Чаще подчеркивают отрицательные черты в образе российских предпринимателей, как правило, городские пенсионеры и безработные, лица старше 50 лет, имеющие низкий доход.
Примечательно, что более критический настрой по отношению к предпринимателям продемонстрировали жители мегаполисов: выделяя организаторские способности предпринимателей, они в то же время чаще, чем представители других типов поселений, говорили об их непорядочности и пренебрежении государственными интересами.
Следует отметить, что в силу более интенсивного развития частнопредпринимательского сектора именно в обеих столицах мнение их жителей, по-видимому, приходится признать более обоснованным собственным жизненным опытом общения с предпринимателями.
Кроме того, около 40% опрошенных жителей райцентров и почти 40% жителей мегаполисов указали на безжалостное отношение предпринимателей к людям — в других типах поселений таких ответов было не более 1/3.
Самую заметную роль в формировании отношения к предпринимательству играет, разумеется, наличие собственного опыта предпринимательской деятельности.
А у многих ли россиян он уже имеется (см.
таблицу 24)? Таблица 24.
Ответы на вопрос «Хотели бы Вы лично заняться предпринимательством?» (%
от опрошенных) 1992 1996 2001 Уже занимаюсь 12,6 7,5 5,7 Хочу, и возможность сделать это в будущем есть 12,1 3,0 3,0 Хочу, но не имею стартового капитала 19,7 21,3 Хочу, но не позволяют возраст и здоровье 18,4 14,1 Хочу, но не могу из-за особенностей характера или недостатка знаний 38,3 19,7 14,5 Не хочу, так как это противоречит моим жизненным установкам 32,2 27,2 34,2 Не хочу, но вынужден из-за угрозы безработицы 4,1 4,4 Источник: тот же, что и в таблице 23.


[стр.,45]

45 Заметим: если «сложить» тех, кто ведет предпринимательскую деятельность, и тех, кто не занимается ею по упомянутым выше причинам, но и не отвергает в принципе, то пропредпринимательское большинство в российском обществе составляет на протяжении всех лет реформ не менее 2/3! Доля принципиальных противников частного предпринимательства значительно ниже — на протяжении всех лет реформ только примерно 1/3 опрошенных отмечают, что занятия предпринимательством противоречат их жизненным установкам.
Причем с середины 90-х гг.
(с этого момента РНИСиНП располагает соответствующими данными) существует и некоторая пограничная группа «предпринимателей поневоле» (около 4 %) — людей, которые не приемлют предпринимательства, но вынуждены сами им заниматься, чтобы прокормить семью (таких довольно много прежде всего среди «челноков»).
Кто же они такие, принципиальные противники предпринимательства? На сегодняшний день к числу таковых отнесли себя свыше половины лиц пенсионного возраста, до половины тех, кто не занимался в последние годы повышением своего профессионального и образовательного уровня (или выбрал при ответе на этот вопрос стыдливую формулировку «др.
формы повышения квалификации»), более 40% ИТР, лиц с относительно низкими доходами.
Таким образом, за прошедшие годы предпринимательство в российском обществе стало в целом легитимным.
Значительная часть россиян — при наличии всех необходимых объективных и субъективных предпосылок — «хотели бы» заниматься собственным бизнесом.
Впрочем, с годами растет самокритичное отношение, осознание того, что данное желание, скорее всего, неосуществимо.
При этом отсутствие стартового капитала является хотя и важным, но далеко не единственным ограничивающим фактором.
Не меньшую роль играют способности, личные качества, возраст, здоровье и проч.
В целом же доля респондентов, ведущих собственный бизнес, примерно равна среднемировому значению и составляет 4-6 % от экономически активного населения.
В любом случае нет оснований утверждать, что серьезным препятствием на пути развития малого бизнеса является негативное отношение к предпринимательству со стороны населения, — сколько-нибудь значимых проявлений отрицательного отношения социологические опросы не выявили.


[стр.,96]

96 составляют 30-60% (нижняя «планка» этой оценки совпадает с самооценкой малых предприятий).
О какой-либо тенденции к понижению (по отношению к уровню 1999 г.) теневой составляющей в оплате труда работников с большой натяжкой можно говорить только применительно к промышленным МП и МП
розничной торговли (см.
рис.
10).
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что влияние ставки единого социального налога на величину тени в деятельности малых предприятий является наиболее существенным из всех замеряемых нами показателей их деятельности: это тот фактор (официальный инструмент налогового регулирования), который в наибольшей мере «тянет» малый бизнес в тень.
Представляется интересной точка зрения представителя Томской областной администрации: «Формирование себестоимости продукции — это в основном две позиции: стоимость сырья и материалов и стоимость рабочей силы.
Если в тени большая часть оборота, то соответственно в тени и большая часть рабочей силы и сырья.
Там, где продукция наукоемкая, с высокой долей интеллектуального труда, стоимость рабочей силы может составлять до 80%
(в IT-бизнесе — и все 100%).
Там, где высока стоимость сырья, там рабочая сила в себестоимости процентов 15-20.
В сумме налоговые выплаты снижаются где-то в 2 раза».
Таким образом, чем выше доля рабочей силы в себестоимости продукции, тем выше у малых предприятий доля тени, поскольку действующие высокие ставки социальных выплат заставляют бизнес занижать официальные зарплаты.
Рис.
10.
Доля фактической среднемесячной оплаты труда, не отражаемая малыми предприятиями в официальной отчетности (отраслевой разрез) 31,08 32,77 24,52 35,17 28,15 33,54 22,31 31,69 32,69 24,93 31,27 23,09 0 5 10 15 20 25 30 35 40 Доля,% 1999 г.
32,6 31,6 24,9 2000 г.
31,0 32,7 24,5 2001 г.
31,2 35,1 23,0 январь-апрель 2002 г.
28,1 33,5 22,3 Промышленность Оптовая торговля Розничная торговля

[Back]