Проверяемый текст
М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Педагогическое общество России, М., 2004.
[стр. 152]

3.
Состязание.
Группы курсантов между собой не связаны, играют независимо друг от друга и, начиная с одной и той же исходной ситуации, достигают различных результатов; 4.
Игры с применением автоматизированных обучающих устройств и систем (программированные игры).
Признаки классификации не ограничиваются перечисленными
выше.
Так, важным признаком является степень формализации игр, точнее, соотношение между степенью формализации объекта управления и свободой выбора управляющих воздействий, что особенно важно для будущих
офицеров.
Между тем слишком большая степень формализации делает игру жесткой, а управление аморфным.
Такая игра подходит больше для усвоения инструкций и других норм профессиональной деятельности, но мало способствует выработке творческих навыков.
Свобода действий участников делает игру игрой, побуждает активно выражать свою позицию.
Деловые игры обладают характеристиками, которые свойственны играм вообще: они отличаются динамизмом обстановки, повторяемостью шагов, сложным сочетанием возможных альтернатив действия, сжатием времени при принятии решений.
От других форм игровых занятий деловые игры отличаются следующими наиболее важными признаками, характеризующими их дидактические свойства.
1.
Наличием важной социально-экономической, социальнопсихологической проблемы, требующей моделирования профессиональной деятельности большого коллектива специалистов для своего разрешения.

2.
Наличием общей цели для всего игрового коллектива и вместе с тем возможностью для каждого участника игры своими действиями влиять на достижение конечного результата, работая на определенной должности.
3.
Наличием информационной неопределенности, различного рода сбоев, отклонений, осложнений, неполадок в обстановке, как и в реальной жизни.
Решения чаще всего принимаются в условиях неполной информации, с
152
[стр. 123]

необходимости и итогах такого занятия.
Разумеется, конференция заканчивается выступлением руководителя, который не только подводит общий итог, но и дает оценку работе каждого участника игры.
8.2.
Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения Рассмотрим некоторые из наиболее часто применяемых в вузовской педагогической практике форм и методов проведения игровых занятий.
Среди них ведущее место занимают деловые игры.
Деловая игра одна из наиболее сложных форм игровых занятий, в процессе которых имитируется коллективная профессиональная деятельность.
Чтобы представить широту и многообразие методических возможностей применения деловых игр в учебном процессе, приведем их классификацию по двум наиболее характерным признакам.
По характеру моделируемых ситуаций.
1.Игра с соперником (борьба сторон).
Моделируются процессы управления в условиях взаимовлияющего поведения или воздействия друг на друга различных систем.
2.Игра с природой.
Моделируется процесс управления в условиях вероятностного поведения окружающей среды или управляемого объекта.
3.Игра-тренировка.
Моделируется процесс управления системой в динамике самопроизвольного развития ситуации.
Отрабатываются навыки принятия решений, а также механизмы взаимодействия отдельных звеньев системы.
По характеру игрового процесса.
1.Отношения между играющими группами студентов носят характер противоборства.
Действие одной группы прямо или косвенно влияет на действие другой группы.
При этом контакт между группами не обязателен.
2.Взаимодействие между группами.
Контакт с помощью различных видов (средств) связи является обязательным элементом такой игры.
3.Состязание.
Группы студентов между собой не связаны, играют независимо друг от друга и, начиная с одной и той же исходной ситуации, достигают различных результатов, 4.Игры с применением автоматизированных обучающих устройств и систем (программированные игры).
Признаки классификации не ограничиваются перечисленными.

Так, важным признаком является степень формализации игр, точнее, соотношение между степенью формализации объекта управления и свободой выбора управляющих воздействий, что особенно важно для будущих
специалистов.
Между тем слишком большая степень формализации делает игру жесткой, а управление аморфным.
Такая игра подходит больше для усвоения инструкций и других норм профессиональной деятельности, но мало способствует выработке творческих навыков.
Свобода действий участников делает игру игрой, побуждает активно выражать свою позицию.
Деловые игры обладают характеристиками, которые свойственны играм вообще: они отличаются динамизмом обстановки, повторяемостью шагов, сложным сочетанием возможных альтернатив действия, сжатием времени при принятии решений.
От других форм игровых занятий деловые игры отличаются следующими наиболее важными признаками, характеризующими их дидактические свойства.
1.
Наличием важной социально-экономической, социально-психологической проблемы, требующей моделирования профессиональной деятельности большого коллектива специалистов для своего разрешения.


[стр.,124]

2.
Наличием общей цели для всего игрового коллектива и вместе с тем возможностью для каждого участника игры своими действиями влиять на достижение конечного результата, работая на определенной должности.
3.
Наличием информационной неопределенности, различного рода сбоев, отклонений, осложнений, неполадок в обстановке, как и в реальной жизни.
Решения чаще всего принимаются в условиях неполной информации, с
определенным риском.
Значит, неполнота информации должна иметь место и при принятии решений в процессе игры.
4.
Принятием и реализацией в процессе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников.
5.
Наличием и необходимостью развитой системы стимулирования, реализующей следующие основные функции: а) побудить каждого из участников игры действовать, как в жизни, на пределе своих интеллектуальных возможностей; б) подчинить в случае необходимости интересы того или иного участника игры общей цели коллектива; в) обеспечить объективную оценку личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели, общего результата деятельности игрового коллектива.
Заметим, что отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет считать занятие деловой игрой, а требует отнести его к одному из других методов активного обучения.
Игровая система управления существенно отличается от реального аналога, поскольку: ♦ позволяет одновременно отражать весь цикл и все аспекты управления и многократно повторять эксперимент, начиная от принятия решений, выдачи заданий, и кончая отчетом о реализации этих решений; ♦ организационная структура может упрощаться с таким расчетом, чтобы ход игры и характер отрабатываемых ситуаций в наибольшей степени способствовали дидактическим целям игры; ♦ реальная информация о функционировании управляемого объекта подменяется псевдореальной, получаемой в результате имитации процессов; ♦ истинные, причем не всегда явные интересы конкретных должностных лиц, механизмы, обусловливающие принятие ими тех или иных управленческих решений, уступают место игровой системе стимулирования (соревновательный аспект); ♦ управленческая деловая игра обладает свойствами двуплановости, проявляющейся в сочетании условности и серьезности, игровой деятельности (собственно исполнения ролей) и деятельности по поводу игры (замечания, обсуждения, анкетирования участников и т.п.).
Таким образом, под деловой игрой понимается процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры.
Параметры ограничений от шага к шагу могут изменяться, в связи с чем создаются все новые и новые частные ситуации, решение которых должно подчиняться общей цели.
Образно деловую игру можно представить в виде системы взаимосвязанных конкретных ситуаций, влияющих друг на друга.
Поэтому решение может быть получено только с учетом этих влияний и конечной цели.
Это позволяет построить учебный процесс так, чтобы рассмотрение нескольких конкретных ситуаций в общем было не разорванным, а подчиненным единой цели.
Тогда, соблюдая определенную

[Back]