Проверяемый текст
М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Педагогическое общество России, М., 2004.
[стр. 156]

внешней средой должны быть в игре заменены условным воздействием конкретных игровых элементов и показателей.
Последовательность операций и их взаимосвязь удобно отображать в виде блок-схемы, охватывающей не только собственно процесс игры, но и подготовку к ней, а также учет и анализ результатов.
Каждая операция (процедура), выполняемая участниками игры, представляет собой информационный процесс, сопровождаемый получением, обработкой и выдачей сведений.
Эти сведения отражаются в документах, используемых в процессе игры.
Надо стремиться к тому, чтобы используемые документы, по возможности, соответствовали применяемым в реальной обстановке, хотя они отнюдь не всегда могут и должны быть идентичными (учитывая произведенные упрощения и замены).
Важно обеспечить максимальную простоту и удобство заполнения игровых документов, использование стандартных, заранее заготовленных бланков.
На основе полученной документации ведется детальная разработка процедур, реализуемых участниками игры, т.е.
из процесса игры выбирается и
фиксируется по каждому участнику игры вся совокупность и последовательность реализуемых им операций (процедур).
Тем самым обеспечивается точное соблюдение каждым участником возложенных на него функций в увязке с остальными участниками игры.
Разработанная игра должна целиком или по частям пройти экспериментальную проверку.
При этом выявляются ее осуществимость и ценность, обнаруживаются вопросы, требующие уточнения и доработки, устанавливаются затраты времени на стадии, реальный темп игры, циклы, шаги, операции и процедуры.
По результатам экспериментальной проверки игра дорабатывается, при этом идет подготовка преподавателей, которые будут руководить игрой.
Подготовленная и прошедшая экспериментальную проверку игра должна быть надлежащим образом оформлена.
Совокупность основных
до156
[стр. 125]

последовательность, из них можно составить деловую игру.
Каждая отдельная ситуация будет представлять собой фрагмент деловой игры, которая может проводиться отдельно как самостоятельное занятие.
Деловые игры, используемые в учебном процессе, обладают широкими дидактическими возможностями, поскольку они обеспечивают: ♦ закрепление и комплексное применение знаний, полученных при изучении разных дисциплин (интеграционная роль игр), формирование четкого представления о профессиональной деятельности в избранной специальности; ♦ развитие навыков эффективного управления реальными процесса ми, в том числе с помощью современных математических методов и технических средств; ♦ освоение особенностей коллективной профессиональной деятельности, приобретение навыков организации взаимодействия с органами обеспечения и обслуживания.
Возможности деловых игр настолько широки, что в ряде российских вузов их стали использовать не только для обучения, но и для контролирования обученности, в том числе даже на государственных экзаменах.
При разработке деловой игры особое значение имеет выбор целей и объекта игры.
Для этого на основе анализа учебной программы и другой документации следует определить и зафиксировать, какие дидактические цели предлагается достигнуть её проведением.
А затем выбрать подходящий объект игры.
Выбрав объект игры, преподаватель исследует прототип игровой системы управления и вскрывает закономерности его функционирования.
Для этого важно изучить и зафиксировать воздействия внешней среды, применяемые в процессе принятия решений, математические методы, технические средства, графические и другие модели, исходные данные и формы представления информации, состав и функции участвующих в работе служб и отдельных должностных лиц.
На основании перечисленных правил разрабатываются модель, принципы и механизм игры.
При этом следует иметь в виду, что модель деловой игры — это определенное упрощение реальной действительности, без которого игра вряд ли вообще была бы осуществима, особенно по затратам времени и средств.
Одновременно учитывается необходимость упрощенно представить в игре влияние внешней среды, связи с ней.
Для этого существующие связи с внешней средой должны быть в игре заменены условным воздействием конкретных игровых элементов и показателей.
Последовательность операций и их взаимосвязь удобно отображать в виде блок-схемы, охватывающей не только собственно процесс игры, но и подготовку к ней, а также учет и анализ результатов.
Каждая операция (процедура), выполняемая участниками игры, представляет собой информационный процесс, сопровождаемый получением, обработкой и выдачей сведений.
Эти сведения отражаются в документах, используемых в процессе игры.
Надо стремиться к тому, чтобы используемые документы по возможности соответствовали применяемым в реальной обстановке, хотя они отнюдь не всегда могут и должны быть идентичными (учитывая произведенные упрощения и замены).
Важно обеспечить максимальную простоту и удобство заполнения игровых документов, использование стандартных, заранее заготовленных бланков.
На основе полученной документации ведется детальная разработка процедур, реализуемых участниками игры, т.е.
из процесса игры выбирается и


[стр.,126]

фиксируется по каждому участнику игры вся совокупность и последовательность реализуемых им операций (процедур).
Тем самым обеспечивается точное соблюдение каждым участником возложенных на него функций в увязке с остальными участниками игры.
Разработанная игра должна целиком или по частям пройти экспериментальную проверку.
При этом выявляются ее осуществимость и ценность, обнаруживаются вопросы, требующие уточнения и доработки, устанавливаются затраты времени на стадии, реальный темп игры, циклы, шаги, операции и процедуры.
По результатам экспериментальной проверки игра дорабатывается, при этом идет подготовка преподавателей, которые будут руководить игрой.
Подготовленная и прошедшая экспериментальную проверку игра должна быть надлежащим образом оформлена.
Совокупность основных
документов, инструкций и описаний по игре представляют в виде методической разработки (указаний) для преподавателя.
Сборник документов и методических указаний по игре обычно включает титульный лист, на котором указываются название вуза, кафедры, учебной дисциплины и игры, коллектив авторов-разработчиков и год разработки.
Они должны дать исчерпывающее представление, кем и для кого игра подготовлена.
Далее следует содержание самой игры, распределяемое обычно по разделам.
Первый раздел — тема игры, ее назначение и цели.
В этом разделе приводится дидактическое обоснование ее назначения.
Второй раздел — исходная информация о деловой игре.
В нем указывается объект имитационного моделирования и дается краткое его описание, подробно раскрываются основные задачи и правила игры, приводится структура игрового коллектива (поручения, роли), функции, реализуемые на всех стадиях.
Третий раздел — технология проведения игры.
Содержит подробное описание последовательности отрабатываемых операций и решений, принимаемых в ходе игры.
Четвертый раздел — формирование групп управления.
Содержит инструкции преподавателю и описания задач управления игрой, группы по оценке активности, а также экспертной группы и арбитража.
Как правило, обязанности арбитра берет на себя преподаватель — руководитель игры, в помощь ему можно выделять одного или несколько слушателей.
Пятый раздел — система управления игрой.
Содержит ряд инструкций игрокам и преподавателям по управлению игрой и описание их должностных обязанностей.
В этом же разделе приводятся инструкции преподавателю и группе измерения по оценке трудовой активности участников игры.
Шестой раздел — система стимулирования.
Содержит материалы, позволяющие в ходе игры производить оценку качества решений, принимаемых участниками игры (например, в баллах, однако могут применяться и другие оценочные показатели).
Седьмой раздел — анализ игры.
Содержит материалы, позволяющие преподавателю подготовить, а затем провести разбор игры с участниками и дать обоснованную оценку их деятельности.
В приложениях обычно приводятся формы всех используемых документов с необходимыми пояснениями, список машинных программ и рекомендуемых технических средств, таблицы шифров и т.п.
Каждый участник должен получить ему одному предназначенную инструкцию, в которой последовательно излагаются процедуры, реализуемые им на всех стадиях и шагах игры.
В необходимых случаях в инструкции или в приложениях к ней должны быть раскрыты методы выполнения тех или иных расчетов, правила заполнения форм, либо вместо этого могут даваться ссылки на соответствующие источники.

[Back]