Проверяемый текст
М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Педагогическое общество России, М., 2004.
[стр. 162]

Рассмотрим порядок организации и проведения «мозговых атак» в их различных модификациях, применяемых в высшей школе при осуществлении игрового обучения.
Метод «прямой мозговой атаки» используется для решения любых творческих задач, имеющих самую различную форму и содержание.
При постановке
задачи должны быть четко сформулированы два момента: Что в итоге желательно получить или иметь и что мешает получению желаемого? Продолжительность сеанса «мозговой атаки» составляет 1,5-2 часа, в том числе представление участников и ознакомление их с правилами сеанса (5-10 мин), постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10-15 мин), проведение «мозговой атаки» (20-30 мин), перерыв (10 мин), составление отредактированного списка идей (30-45 мин).
Фиксирование идей, высказываемых во время сеанса, проводится одним из трех способов: с помощью стенографиста; магнитофона; каждый участник после высказывания записывает свою идею.
В условиях
военного вуза последний метод фиксирования высказываемых идей предпочтительнее.
Метод «обратной мозговой атаки» ориентирован на решение задачи, составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Объектом такой атаки может быть конкретное изделие или узел, технологический процесс или операция; решение, принятое в ходе игры.
Формулировка задачи для «обратной мозговой атаки» должна содержать краткие и исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
1.
Что представляет собой объект, который требуется улучшить?
2.
Какие известны его недостатки, связанные с изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т.д.?
3.
Что требуется получить в результате «обратной мозговой атаки»?
4.
На что нужно обратить внимание? 162
[стр. 128]

Привлечение внимания обучающихся к таким случаям особенно полезно, если они произошли в той области, где в дальнейшем будут трудиться выпускники.
Полезны они также для выработки точек зрения на свое повседневное поведение и в экстремальных условиях.
В некоторых случаях на занятиях используется «метод клиники», являющийся частным случаем метода анализа конкретных ситуаций.
Суть его состоит в том, что на занятии детально анализируется подход к решению той или иной реальной проблемы.
Название этого метода пришло из медицинской практики: так называется метод работы, когда группа врачей или практикантов производит анализ конкретного больного.
Все участники обсуждения работают на равных и могут высказать свое мнение.
Определяются четкие этапы решения задачи, оцениваются сопутствующие обстоятельства, составляется план действий.
«Метод клиники» рекомендуется для тренировки обучающихся в решении задач в рамках заранее составленной и известной программы.
Он эффективен, если надо исправить ошибки, наиболее часто допускаемые студентами, помочь им преодолеть трудности.
Главным условием успеха в этом случае является постановка задач, непосредственно связанных с их профессиональными интересами.
Разновидностью метода анализа конкретной ситуации является и метод рассмотрения аварийных случаев.
Здесь каждый участник занятия получает описание истинной или воображаемой «аварийной ситуации».
Затем дается время на обдумывание, после чего проводится групповой анализ.
В конце занятия подводятся итоги обсуждения.
Иногда исходная «аварийная ситуация» сообщается студентам устно, ее зачитывает один из участников занятия, бывает, что используется кинофрагмент, вводящий обучающихся в данную ситуацию.
Затем все присутствующие разбиваются на подгруппы и обсуждают ее.
Через строго определенное время все участники обсуждения собираются вместе и сравнивают свои решения.
Этот метод хорошо развивает у будущих специалистов навыки управления деятельностью и контроля, межличностных отношений в коллективе.
Метод очень эффективен для отработки приемов быстрого устранения неполадок в оборудовании, развития быстрой реакции.
Используемые в учебном процессе конкретные ситуации классифицируются по различным признакам: по степени новизны (известная, подобная, неизвестная); по применяемым методам решения (стандартные, модифицируемые, новые); по этапам принятия решений (простые или одношаговые, сложные, многошаговые, требующие для решения нескольких последовательных операций); по иерархическому уровню принятия решений; по специализации (технологические, оперативно-управленческие, экономические и т.п.) и т.п.
Модификации метода «мозговой атаки» при организации игрового обучения.
Методы «мозговой атаки» представляют собой эмпирически найденные эффективные способы решения творческих задач.
Удивительна универсальность этого метода, позволяющая с его помощью рассматривать почти любую проблему или затруднение в сфере человеческой деятельности, если они достаточно просто и ясно сформулированы.
Поэтому метод может широко использоваться в вузах, особенно в игровых формах.
Рассмотрим порядок организации и проведения «мозговых атак» в их различных модификациях, применяемых в высшей школе при осуществлении игрового обучения.
Метод «прямой мозговой атаки» используется для решения любых творческих задач, имеющих самую различную форму и содержание.
При постановке


[стр.,129]

задачи должны быть четко сформулированы два момента: Что в итоге желательно получить или иметь и что мешает получению желаемого? Продолжительность сеанса «мозговой атаки» составляет 1,5-2 часа, в том числе представление участников и ознакомление их с правилами сеанса (5—10 мин), постановка задачи ведущим с ответами на вопросы (10— 15 мин), проведение «мозговой атаки» (20—30 мин), перерыв (10 мин), составление отредактированного списка идей (30—45 мин).
Фиксирование идей, высказываемых во время сеанса, проводится одним из трех способов: с помощью стенографиста; магнитофона; каждый участник после высказывания записывает свою идею.
В условиях
вуза последний метод фиксирования высказываемых идей предпочтительнее.
Метод «обратной мозговой атаки» ориентирован на решение задачи, составление наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Объектом такой атаки может быть конкретное изделие или узел, технологический процесс или операция; решение, принятое в ходе игры.
Формулировка задачи для «обратной мозговой атаки» должна содержать краткие и исчерпывающие ответы на следующие вопросы:
Что представляет собой объект, который требуется улучшить? Какие известны его недостатки, связанные с изготовлением, эксплуатацией, ремонтом и т.д.? Что требуется получить в результате «обратной мозговой атаки»? На что нужно обратить внимание? В игровых формах обучения такой метод может использоваться для критики выработанных решений, что необычайно активизирует студенческую аудиторию.
Система организации, продолжительность и порядок совещания, фиксирование идей такие же, как и в случае прямой мозговой атаки.
Двойная «прямая мозговая атака».
Суть ее заключается в том, что после проведения первой «прямой мозговой атаки» делается перерыв от 2 часов до 2— 3 дней, и затем она повторяется еще раз.
Вспомним народную пословицу: «Хорошая мысля приходит опосля».
Практика показывает, что при проведении второй «мозговой атаки» по одной и той же задаче часто появляются наиболее ценные, практически полезные идеи или удачное развитие идей первого сеанса.
Во время перерыва включается в работу мощный аппарат решения творческих задач — подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.
Обратная и прямая «мозговые атаки» проводятся чаще всего для прогнозирования развития техники, выявления и устранения недостатков.
В игровых учебных занятиях эта форма может использоваться при выработке коллективного решения по какой-либо важной технической или организационной проблеме.
Для этого сначала с помощью «обратной мозговой атаки» выявляют все недостатки существующего решения и выделяют среди них главные.
Затем проводят «прямую мозговую атаку» в целях устранения выявленных недостатков.
Для увеличения (углубления) времени прогнозирования этот цикл имеет смысл повторять через 2—3 дня, что позволяет просмотреть развитие рассматриваемого объекта на два шага вперед.
Прямую и обратную «мозговые атаки» используют, как правило, для прогнозирования недостатков технического объекта (класса изделий) или принятой системы управления, технологии производства или других организационных решений.
Для этого сначала проводят «прямую атаку» и определяют наиболее перспективные решения.
Затем — обратную и выявляют

[Back]