дия), а затем к пониманию его назначения. О таком же направлении в развитии мышления от слитности к расчлененности говорили позднее К. Коффка, Ж. Пиаже, а также Л.С. Выгодский, оспаривая утверждение В. Штерна о том, что обучаемый сначала понимает часть (единичный предмет) и лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира [41,245]. Важное значение для обоснования возможности обучения учащихся на интеграционных основах имеет положение Л.С. Выготского, вскрывающее глубинную связь сознания, общения и обобщения: «Обобщение есть призма, преломляющая все функции сознания. Связывая обобщение с общением, мы видим, что обобщение выступает как функция сознания в целом, а не только одного мышления. Все акты сознания есть обобщение» [41]. Данное положение получило развитие в научных исследованиях В.В.Давыдова, состоящих в обосновании идеи «изменения типа мышления» и формирования у обучаемых научно-теоретического мышления, осуществляющегося, во-первых, путем создания содержательных абстракций и обобщения, во-вторых, посредством восхождения от абстрактного к конкретному [61] . Реализация такого подхода к обучению требует, чтобы учащиеся воспроизводили и фиксировали такое особенное отношение вещей, которое выступает как всеобщее основание частных проявлений изучаемой системы. Определенным образом, расчленяя и конкретизируя исходное отношение, ученики должны прослеживать эти связи всеобщего с частным и единичным, то есть оперировать понятием. Усвоение учебного материала, охватываемого данным понятием, теперь будет осуществляться в процессе перехода от всеобщего к единичному, таким образом, по мнению ученого: открытие и усвоение абстрактно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-частного. Иными словами, воссоздание конкретного, выражающее природу теоретического мышления, связано преимущественно с процессом синтезирования, хотя внутри его постоянно производится анализ с целью получения необходимых абстракций. Рассматривая условия формирования у учащихся новых понятий, В.В. Давыдов опирается |
лишь затем начинает соединять отдельные части в целостный образ мира. Важное значение для обоснования возможности обучения учащихся на интеграционных основах имеет положение J1.C. Выготского, вскрывающее глубинную связь сознания, общения и обобщения: «Обобщение есть призма, преломляющая все функции сознания. Связывая обобщение с общением, мы видим, что обобщение выступает как функция сознания в целом, а не только одного мышления. Все акты сознания есть обобщение» (30, т. 4, с. 363). Данное положение получило развитие в научных исследованиях В.В.Давыдова (41), состоящих в обосновании идеи «изменения типа мышления» (41, с. 5) и формирования у обучаемых научно-теоретического мышления, осуществляющегося, во-первых, путем создания содержательных абстракций и обобщения, во-вторых, посредством восхождения от абстрактного к конкретному. Реализация такого подхода к обучению требует, чтобы учащиеся воспроизводили и фиксировали такое особенное отношение вещей, которое выступает как всеобщее основание частных проявлений изучаемой системы. Определенным образом, расчленяя и конкретизируя исходное отношение, ученики должны прослеживать эти связи всеобщего с частным и единичным, то есть оперировать понятием. Усвоение учебного материала, охватываемого данным понятием, теперь будет осуществляться в процессе перехода от всеобщего к единичному, таким образом, по мнению ученого: открытие и усвоение абстрактно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-частного. Иными словами, воссоздание конкретного, выражающее природу теоретического мышления, связано преимущественно с процессом синтезирования, хотя внутри его постоянно производится анализ с целью получения необходимых абстракций. Рассматривая условия формирования у учащихся новых понятий, В.В. Давыдов опирается на теоретические взгляды A.C. Арсеньева, который, в частности, отмечает: «Новое всегда 26 |