по Начиная с 60-х годов, этой проблеме уделяется все больше и больше внимания, как в области теоретических исследований, так и в экономической политике. При этом в странах Запада вложения в человека и развитие главной производительной силы вошли в экономическую литературу под названием «человеческий капитал», в наше стране «человеческий фактор». Именно экономическое, социально-политическое и военное соревнование двух систем обусловили столь пристальное внимание к человеку. Прорыв СССР в космос продемонстрировал Западу реальную результативность вложения средств в образовательную деятельность, в социальную сферу. Шок, произведенный космическими успехами нашей страны, ее достижения в военной технике заставили Запад во второй раз пересмотреть систему ценностей. Первая переоценка была осуществлена под ударом Великой депрессии 30-х годов. Причем, если в первом случае речь шла о ниспровержении всесильности рыночного идола и необходимости обуздания его сил, то во втором о пересмотре системы приоритетных ценностей. Эта переоценка нашла свое проявление, прежде всего, в двух ее аспектах: изменении системы образования и постоянном наращивании государственных расходов на развитие науки, образования, просвещения, культуры. И то, что имеет Запад на сегодняшний день, это результат усилий, приложенных в последние три-четыре десятилетия в области человеческого капитала, «человеческих отношений». Как известно, любой капитал с самого начала своего зарождения имеет экономическую природу как производную от хозяйственной деятельности. Если в отношении материального капитала можно и нужно говорить как об овеществленном, омертвленном, прошлом труде, то по отношению к человеческому капиталу такое определение неприемлемо или малоприемлемо. Дело в том, что человеческий капитал сопряжен с индивидом, социумом. Именно они являются носителями накопленного капитала в форме знаний и опыта, культуры и духовности, ибо отношения человеческого капитала выражают собой отношения между людьми по ново |
отразить ее в производственной функции факторов экономического роста. Во втором случае, несмотря на включение довольно широкой базы предпосылок формирования человеческого капитала, его значимость оценивается в подавляющей своей части с экономических позиций. Поэтому первую позицию можно охарактеризовать как вложение капитала в главную производительную силу, предопределяющую все больше прогресс общественного производства, вторую — как формирование «экономического» человека. Однако, по своей сути вторая трактовка не столь далеко отошла от первой. Наконец, необходимо обратить внимание на инвестиции, которые по своей социально-экономической значимости приобретают превалирующее значение. Речь идет о вложении капитала в человека не только как в главную и определяющую производительную силу общества, но и как в «производство» самого человека. В отличие от материальных производственных сил, человеческий капитал находит свое выражение в качественно новом общественном своем содержании. Именно с вложением капитала в человека связана возможность формирования общественных производительных сил, дающих синергетический эффект от взаимодействия рабочих сил, но ничего не стоящих ни индивидуальному, ни общественному капиталу. При переходе общества, человеческой цивилизации к новому типу социально-экономического развития, основополагающими факторами становятся знание и образование, культура и духовность, полнота человеческой жизни и самореализация личности, которые обуславливают выдвижение на передний план проблемы накопления, использования, воспроизводства человеческого капитала. Начиная с 60-х годов, этой проблеме уделяется все больше и больше внимания, как в области теоретических исследований, так и в экономической политике. При этом в странах Запада вложения в человека 146 и развитие главной производительной силы вошли в экономическую литературу под названием «человеческий капитал», в наше стране — «человеческий фактор». Именно экономическое, социально-политическое и военное соревнование двух систем обусловили столь пристальное внимание к человеку. Прорыв СССР в космос продемонстрировал Западу реальную результативность вложения средств в образовательную деятельность, в социальную сферу. Шок, произведенный космическими успехами нашей страны, ее достижения в военной технике заставили Запад во второй раз пересмотреть систему ценностей. Первая переоценка была осуществлена под ударом Великой депрессии 30-х годов. Причем, если в первом случае речь шла о ниспровержении всесильности рыночного идола и необходимости обуздания его сил, то во втором — о пересмотре системы приоритетных ценностей. Эта переоценка нашла свое проявление, прежде всего, в двух ее аспектах: изменении системы образования и постоянном наращивании государственных расходов на развитие науки, образования, просвещения, культуры. И то, что имеет Запад на сегодняшний день, — это результат усилий, приложенных в последние три-четыре десятилетия в области человеческого капитала, «человеческих отношений». Как известно, любой капитал с самого начала своего зарождения имеет экономическую природу как производную от хозяйственной деятельности. Если в отношении материального капитала можно и нужно говорить как об овеществленном, омертвленном, прошлом труде, то по отношению к человеческому капиталу такое определение неприемлемо или малоприемлемо. Дело в том, что человеческий капитал сопряжен с индивидом, социумом. Именно они являются носителями накопленного капитала в форме знаний и опыта, культуры и духовности, ибо отношения человеческого капитала выражают собой отношения между людьми по поводу формирования способностей к созидательной деятельности и их использования в процессе общественного производства. 147 |