Проверяемый текст
Иохин Дмитрий Викторович. Проблемы структурных сдвигов в экономике России (Диссертация 1999)
[стр. 142]

142 реализация личности, которые обусловливают выдвижение на передний план проблемы накопления, использования, воспроизводства человеческого капитала.
Как известно, любой капитал с самого начала своего зарождения имеет экономическую природу как производную от хозяйственной деятельности.

Человеческий капитал сопряжен с индивидом, социумом.
Именно они являются носителями накопленного капитала в форме знаний и опыта, культуры и духовности, ибо отношения человеческого
каптала выражают собой отношения между людьми по поводу формирования способностей к созидательной деятельности и их использования в пронес се общественного производства.
Причем при формировании человеческого капитала отчетливо проявляется единство производства и потребления, при котором потребление определяется степенью производства способностей к трудовой деятельности.
Специфика предмета труда в процессе производства человеческого капитала заключается в том, что одновременно он выступает в качестве и средства труда, которое взаимодействует с активно взаимодействующей производительной силой по формированию человеческого капитала.
Мало того, сам человеческий капитал, взаимодействуя со средствами производства (вещественным капиталом), не только создает новые потребительные стоимости (продукты труда), но одновременно сам обогащается в процессе такого взаимодействия.
Можно сказать, «омертвленное» знание трансформируется в новое живое знание и опыт («ноу-хау») носителя человеческого капитала.
Наконец, специфика человеческого капитала заключается и в том, что в любом процессе использования происходит не растрата его, а обогащение.
Налицо затраты человеческого капитала, которые находят материальную или идеальную форму своего воплощения, но одновременно сам человеческий капитал не теряет, а напротив, приобретает дополнительные
[стр. 147]

и развитие главной производительной силы вошли в экономическую литературу под названием «человеческий капитал», в наше стране — «человеческий фактор».
Именно экономическое, социально-политическое и военное соревнование двух систем обусловили столь пристальное внимание к человеку.
Прорыв СССР в космос продемонстрировал Западу реальную результативность вложения средств в образовательную деятельность, в социальную сферу.
Шок, произведенный космическими успехами нашей страны, ее достижения в военной технике заставили Запад во второй раз пересмотреть систему ценностей.
Первая переоценка была осуществлена под ударом Великой депрессии 30-х годов.
Причем, если в первом случае речь шла о ниспровержении всесильности рыночного идола и необходимости обуздания его сил, то во втором — о пересмотре системы приоритетных ценностей.
Эта переоценка нашла свое проявление, прежде всего, в двух ее аспектах: изменении системы образования и постоянном наращивании государственных расходов на развитие науки, образования, просвещения, культуры.
И то, что имеет Запад на сегодняшний день, — это результат усилий, приложенных в последние три-четыре десятилетия в области человеческого капитала, «человеческих отношений».
Как известно, любой капитал с самого начала своего зарождения имеет экономическую природу как производную от хозяйственной деятельности.

Если в отношении материального капитала можно и нужно говорить как об овеществленном, омертвленном, прошлом труде, то по отношению к человеческому капиталу такое определение неприемлемо или малоприемлемо.
Дело в том, что человеческий капитал сопряжен с индивидом, социумом.
Именно они являются носителями накопленного капитала в форме знаний и опыта, культуры и духовности, ибо отношения человеческого
капитала выражают собой отношения между людьми по поводу формирования способностей к созидательной деятельности и их использования в процессе общественного производства.
147

[стр.,148]

Причем при формировании человеческого капитала отчетливо проявляется единство производства и потребления, при котором потребление определяется степенью производства способностей к трудовой деятельности.
Специфика предмета труда в процессе производства человеческого капитала заключается в том, что одновременно он выступает в качестве и средства труда, которое взаимодействует с активно взаимодействующей производительной силой по формированию человеческого капитала.
Мало того, сам человеческий капитал, взаимодействуя со средствами производства (вещественным капиталом), не только создает новые потребительные стоимости (продукты труда), но одновременно сам обогащается в процессе такого взаимодействия.
Можно сказать, «омертвленное» знание трансформируется в новое живое знание и опыт («ноу-хау») — носителя человеческого капитала.
Наконец, специфика человеческого капитала заключается и в том, что в любом процессе использования происходит не растрата его, а обогащение.
Налицо затраты человеческого капитала, которые находят материальную или идеальную форму своего воплощения, но одновременно сам человеческий капитал не теряет, а напротив, приобретает дополнительные
свойства и качества, которые способствуют росту индивидуальной и общественной производительной его силы.
Накопление человеческого капитала находит свое воплощение в развитии потребностей и формировании способностей индивидуума и социума как две взаимообусловленные стороны единого процесса, направленного на совершенствование условий его жизнедеятельности.
При этом, процесс накопления человеческого капитала означает взаимодействие и обмен деятельностью между обучающимися и производителями образовательных интеллектуальных и духовных услуг.
Одновременно это и процесс обмена стоимостями: с одной стороны — 148

[Back]