Проверяемый текст
Казаков, Валерий Григорьевич; Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в условиях реформирования политико-административных отношений (Диссертация 2004)
[стр. 126]

126 Совершенно не случайно, что одним из главных мероприятий в рамках административной реформы, было принятие Федеральным Собранием Российской Федерации Федерального закона от 5 августа 2000 г.
«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».1
Принятие данного Федерального закона, по замыслу авторов реформы, преследовало задачу снижения влияния представителей региональной элиты на процессы принятия важных государственных решений на федеральном уровне, а, в конечном итоге, удаление глав регионов как самостоятельной и независимой от федерального центра силы с федеральной политической сцены.

В то же время сегодняшняя практика формирования Совета Федерации показывает, что его новый состав по большей части состоит из лоббистов, основной задачей которых является представительство интересов субъектов Федерации и их активное продвижение на уровне федерального центра, а не политическая борьба.
В связи с этим, рядом специалистов высказывается мнение, что «новый принцип формирования Совета Федераций приведет к тому, что его значение в политической жизни страны станет минимальным, он перестанет быть органом, отражающим интересы субъектов Федерации.
Это может привести к унитаризму, так как значение органа государственной власти, выражающего федеральную природу государства будет сведено к нулю».2 В связи с этим выдвигается идея выборов членов Совета Федерации прямым голосованием от каждого субъекта Российской Федерации.
Таким образом, считают некоторые исследователи, «можно получить 1 См.: Федеральный закон от 5 августа 2000 г.
№ 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации.
2000.
№ 32.
Ст.
3336.

2 Чернов С.
Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации и Германии http: // www.kazanfcd.ru /publications/ kazanfederalisl/n9/3/.
[стр. 92]

92 Совершенно не случайно, что одним из главных мероприятий в рамках административной реформы, было принятие Федеральным Собранием Российской Федерации Федерального закона от 5 августа 2000 г.
«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Принятие данного Федерального закона, по замыслу авторов реформы, преследовало задачу снижения влияния представителей региональной элиты на процессы принятия важных государственных решений на федеральном уровне, а, в конечном итоге, удаление глав регионов, как самостоятельной и независимой от федерального центра силы, с федеральной политической сцены.

Согласно положениям Федерального закона представитель в Совете Федерации Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий.
Член Совета Федерации представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается теперь законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
При этом член Совета Федерации представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.
1 См.: Федеральный закон от 5 августа 2000 г.
№ 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации.
2000.
№ 32.
Ст.
3336.


[стр.,93]

93 Сегодняшняя практика формирования Совета Федерации показывает, что его новый состав по большей части состоит из лоббистов, основной задачей которых является представительство интересов субъектов Федерации и их активное продвижение на уровне федерального центра, а не политическая борьба.
Лоббистская ориентация верхней палаты российского парламента, минимальное представительство в ней публичных политиков, наряду с действием механизма согласования кандидатур «сенаторов» с Администрацией Президента Российской Федерации, значительно снижают политический вес и возможности Совета Федерации по формированию собственной, независимой от структур федеральной исполнительной власти позиции по важнейшим вопросам общественно-политической жизни российского государства.
Таким образом, после принятия новой редакции Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в нынешней редакции главы регионов, хотя и перестали быть его членами, все же сохранили контроль над верхней палатой российского парламента в достаточно большем объеме, так как нынешние «сенаторы» целиком и полностью зависят от расположения к ним исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Еще одной отличительной особенностью формирования института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является то, что оно происходило и происходит на фоне достаточно прочно сохраняемых традиций советской представительной системы.
В связи с этим поиск компромисса между усилением централизации и единоначалия в государственном управлении субъектов Федерации и реализацией институтов региональной представительной власти выражается в идее соединения сильной исполнительной власти с сильным парламентским контролем и участия представительной власти в

[стр.,133]

133 В условиях переходного периода российской государственности роль региональной составляющей при формировании общегосударственного политического курса постоянно увеличивается.
При этом одной из важных особенностей взаимоотношений между федеральными и региональными властными институтами является тот факт, что они во многом строятся, прежде всего, на основе личных связей между Президентом России, его администрацией и главами субъектов Федерации.
Поэтому главная задача региональных элит до недавних пор состояла в получении доступа в Кремль, что позволяло им влиять на выработку и принятие важных государственных решений.
До недавнего времени такой доступ обеспечивало руководителям российских регионов членство в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Однако принятие Федерального закона от 5 августа 2000 г.
«О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»1во
многом лишило их такой возможности.
В то же время федеральный центр не был заинтересован в полном устранении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации с общероссийской политической сцены, так как, несмотря на проводимую им политику «нейтрализации» влияния региональных политических элит на политику федеральных властей, руководители российских регионов сохраняли серьезные позиции в общественно-политической жизни России, и с этим фактом кремлевская администрация не могла не считаться.
Перечисленные выше обстоятельства непосредственно повлияли на.
создание Президентом Российской Федерации Государственного Совета Российской Федерации, как важного института по созданию единой системы исполнительной власти.
1Федеральный закон от 5 августа 2000 г.
№ 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации.
2000.
№ 32.
Ст.
3336.

[Back]