Проверяемый текст
Казаков, Валерий Григорьевич; Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в условиях реформирования политико-административных отношений (Диссертация 2004)
[стр. 91]

91 трудах ученых понятие «предметы ведения» было неразрывно связано с компетенцией именно органа государственной власти, рассматривалось исключительно как составной элемент компетенции этого органа.
Как представляется, употребляя термин «предметы ведения органов государственной власти» Конституция Российской Федерации ни в названных, ни в других статьях не раскрывает его содержание, но это вовсе не означает, что его употребление в Конституции России носит случайный, ошибочный характер.
Так, В.
Кряжков отмечает, что указанный в статье 5 Конституции России принцип «разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» является базовым для функционирования органов государственной власти.1 Именно его реализация гарантирует необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных границах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции.
В то же время, по его мнению, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти производно от разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами.
Всякий орган государственной власти проявляет себя в качестве организации, реализующей заданные ей цели, в определенной системе общественных отношений.
Цель создания органа уже предполагает те главные области общественных отношений, в которых надлежит ему действовать.
В интересах правильного и нормального функционирования государственного аппарата каждый орган государства должен действовать в определенных областях или сферах общественных отношений, т.е.
специализированно и дифференцированно.
’ См.
Комментарий к Конституции Российской Федерации // Пол общ.
ред.
Ю.В Кудрявцева.
М., 1996.
[стр. 30]

30 Федерации поставлены в разные правовые условия и в такой сфере совместного ведения как обеспечение соответствия актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В отношении республик в качестве объекта контроля указаны только конституции и законы, тогда как в отношении остальных субъектов Российской Федерации все виды правовых актов (ст.
72 Конституции Российской Федерации).
Этим состоянием и определяется ряд особенностей в политико-правовом статусе государственных органов республик Российской Федерации по сравнению с аналогичными органами краев, областей и других субъектов Российской Федерации.1 Анализ Конституции Российской Федерации и российского законодательства позволяет сделать вывод, что исполнительная власть субъектов Российской Федерации строится и осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими принципами: государственная и территориальная целостность Российской Федерации; распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; единство системы государственной власти; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления и ряд других.
Все эти принципы тесно связаны между собой и являются основополагающими 1 См.
подробнее: Субъект Российской Федерации.
Правовое положение и полномочия: Научно-практическое пособие.
М., 1998.
С.
38-45.


[стр.,39]

39 Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации.
До недавнего времени, порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации регулировался Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
С принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1 вышеназванный законодательный акт утратил силу.
При этом в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», включена отдельная глава, определяющая общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.т Конституцией Российской Федерации определен круг вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации, включающий установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти (ст.
71 Конституции Российской Федерации).
Одновременно Конституция Российской Федерации определила предметы ведения, 1 См.: Федеральный закон от 4 июля 2003 г.
№ 119-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.
2003.
№ 27 (ч.
2).
Ст.
2709.


[стр.,40]

40 отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, включающие, в частности, установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.
72 Конституции Российской Федерации).
Вне названных предметов ведения, установленных ст.
71 и ст.
72 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.
73 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, Конституция Российской Федерации предусматривает возможность взаимного делегирования части полномочий в форме соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, естественно, если такая передача не будет противоречить действующему законодательству (п.п.
2, 3 ст.
78 Конституции Российской Федерации).
На территории субъектов Российской Федерации могут создаваться территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (п.
1 ст.
78 Конституции Российской Федерации).
Взаимоотношения между территориальными структурами федеральных органов государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации строятся на основе сотрудничества и координации действии.
Споры по вопросам совместного ведения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации разрешаются посредством согласительных процедур либо в судебном порядке.
Процесс разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации не всегда шел в правовом русле на основе законодательного регулирования.
Так, в последние годы

[Back]