Проверяемый текст
Казаков, Валерий Григорьевич; Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в условиях реформирования политико-административных отношений (Диссертация 2004)
[стр. 96]

96 Федерации, по которой Россия становилась полупрезидентской республикой с большой концентрацией властных полномочий в руках Президента Российской Федерации и исполнительной власти страны.
Как отмечается в научной литературе, отказ от учредительных выборов и консенсусного принятия Конституции в России привел к тому,
тго «исполнительный орган был конституирован как авторитарная реформаторская инстанция, которой не должны были противостоять никакие другие легитимные институты и организации...»1.
Кроме того, необходимо учитывать и такие специфические условия общественно-политической жизни России, как «...слабость партийной системы, беспартийное правительство и беспартийный Президент, стоящий вне партий, а по существу над ними, поскольку не он, а они ищут поддержку Президента».2
Необходимо также отмстить, что на обозначенном этапе становления института высшего должностного лица субъекта Федерации практически отсутствовали действенные элементы кошроля за его деятельностью со стороны субъектов региональной политической жизни.
Первые масштабные выборы глав субъектов Российской Федерации в 1996 г.
следует считать качественно новым этапом в процессе формирования современного
института глав субъектов Федерации.
Впервые население российских регионов через прямые выборы получило право самостоятельно решать вопрос о занятии важнейшей политической позиции в регионах.
После избрания Президентом Российской Федерации В.
Путина начались серьезные подвижки на уровне региональной элиты, произошли изменения политики федерального центра в отношении субъектов Федерации,
в частности, была сделана ставка на укрепление «властной 1Там же.
С.
76.
2 Чиркин В.Е.
Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России // История становления и современное состояние исполнительной власти в России.
М., 2003,С 121.
[стр. 51]

51 Федерации негативно настроены к любым попыткам ограничения их властных полномочий (в особенности методами правовых установлений), в частности, что касается перераспределения этих полномочии в пользу региональной законодательной или судебнойвласти.
Такая ситуация как представляется, во многом была предопределена принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, по которой России становилась полупрезидентской республикой с большой концентрацией властных полномочий в руках Президента Российской Федерации и исполнительной власти страны.
Как отмечается в научной литературе, отказ от учредительных выборов и консенсусного принятия Конституции в России привел к тому,
что «исполнительный орган был конституирован как авторитарная реформаторская инстанция, которой не должны были противостоять никакие 1другие легитимные институты и организации...» .
Кроме того, необходимо учитывать и такие специфические условия общественно-политической жизни России, как «...слабость партийной системы, беспартийное правительство и беспартийный Президент, стоящий вне партий, а по существу над ними, поскольку не он, а они ищут поддержку Президента».2
Вышеперечисленные особенности организации властных институтов на федеральном уровне не могли не повлиять на организацию системы властных отношений и на региональном уровне, так как известно, что организация государственной власти в субъектах федерации следует общим принципам организации власти в самой федерации.
Ориентация субъектов Российской Федерации на федеральную модель разделения властей проявилась, прежде всего, в лидирующей роли главы субъекта Российской Федерации (президента, губернатора, главы администрации, 1Там же.
С.
76.
2 Чиркин В.Е.
Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России // История становления и современное состояние исполнительной власти в России.
М., 2003.
С 121.


[стр.,52]

52 председателя правительства, председателя государственного совета, мэра и др.) в системе государственных органов региона, что особенно явно прослеживается в сравнении с другими органами государственной власти.
На обозначенных этапах становления института высшего должностного лица субъекта Федерации практически отсутствовали действенные элементы контроля за его деятельностью со стороны субъектов региональной политической жизни.
Данные обстоятельства, а также долгое отсутствие четкой и должным образом законодательно оформленной правовой базы, регулирующей принципы организации и деятельности системы государственного управления в субъектах Российской Федерации,гГ приводило к формированию системы правил в регионах, в центре которой находились политико-правовые установления главы субъекта Российской Федерации, а также неформальные договоренности между ним и заинтересованными участниками общественно-политической жизни, как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Такая ситуация зачастую не способствовала созданию в регионах жизнеспособной системы управления, приводила к частому выходу ее субъектов за рамки правового поля, что, в конце концов, мешало решению одной из главных задач, стоящей перед органами власти (и, в первую очередь, перед институтами исполнительной власти), а именно, достижению должной эффективности управленческих решений и действий.
Кроме того, ни для кого не секрет, что до недавнего времени отдельные субъекты Российской Федерации в лице их глав, были достаточно сильны, чтобы влиять на важнейшие решения, принимаемые на федеральном уровне, в том числе путем закулисных торгов и переговоров с федеральным центром.


[стр.,53]

53 4 Рассматривая формирование современного статуса института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации нужно учитывать и такой фактор, как лидерство некоторых глав российских регионов в федеральных партиях (например, президент Татарстана М.
Шаймиев, губернатор Самарской области К.
Титов, глава Республики Алтай М.
Лапшин и др.).
Это обстоятельство можно рассматривать как еще один «канал влияния» высших должностных лиц субъектов Федерации на разработку и принятие важнейших политических решений на уровне федерального центра, так и как стремление региональных лидеров повысить свой общероссийский политический вес.
Перечисленные выше обстоятельства непосредственным образом способствовали обретению рядом региональных политических режимов, ярко выраженных авторитарных черт (например, в республиках Башкортостан, Татарстан и ряде др.).
Первые выборы глав субъектов Российской Федерации в 1996 году следует считать качественно новым этапом в процессе формирования современного состояния института глав субъектов Федерации.
Впервые "I население российских регионов через прямые выборы получило право самим решать вопрос о занятии важнейшей политической позиции в регионах.
Известно, что после избрания Президентом Российской Федерации В.
Путина начались серьезные подвижки на уровне региональной элиты, произошли изменения политики федерального центра в отношении субъектов Федерации.

Новый президент сделал ставку на укрепление «властной вертикали» и ослабление влияния региональных лидеров на федеральном уровне.
Существенно изменился сам формат отношений между центром и регионами.
1 См.
подробнее: Россия регионов: трансформация политических режимов // Под общей ред.
В.
Гельмана, С.
Рыженкова, М.
Бри.
М., 2000.
С.
99-104.

[Back]